Влияние на отношение персонала к детям имеет организация условий труда
В этом вопросе был выявлен ряд проблем, в основном связанных со значительным психологическим и физическим нагрузкам: «Условия труда персонала материально хорошие, но психологически тяжелые. Количество детей в средней и взрослой звеньях делает невозможным проведение эффективных образовательных мероприятий для всей группы. Дети имеют много психологических проблем, которые воспитатели самостоятельно решить не могут. Присутствие психолога / психиатра, даже эпизодическое, помогло бы в этом. Большинство персонала не имеют никакой подготовки для работы с такими детьми »; «Мало воспитателей, из-за специфического графика работы (сутки - трое) младшего персонала также мало. Нет врача на постоянной работе, мало лекарств и возможностей предоставления реабилитационной помощи. Технические условия работы персонала - на хорошем уровне »; «Персонал работает в хорошо отремонтированных, светлых и теплых помещениях, но условия труда физически и психологически тяжелые. Количество детей на единицу персонала чрезмерно велико, что делает невозможным проведение эффективных обучающих мероприятий для всей группы. Дети имеют много психиатрических и психологических проблем, которые няни и воспитатели самостоятельно решить не могут. Присутствие психолога / психиатра, педагога, даже эпизодическое, помогло бы в этом. Большинство персонала не имеют никакой подготовки для работы с такими детьми. Нагрузка на персонал уничтожает возможность индивидуального развития ребенка в пределах учреждения и тем затрудняет работу ».
Сам персонал оценивает свои условия труда как сверхтяжелые. Все опрашиваемые жаловались на невозможность обратиться к психологу, чтобы получить совет или снять стресс в связи с чрезвычайно сложными условиями труда: «трудно психологически, очень большая нагрузка персонала», «много детей в группах, нужен невролог или психиатр», а также отмечали необходимость обращаться к профессиональному психологу, или другому специалисту, с которым можно было бы консультироваться.
Также все опрошенные говорят о необходимости увеличить количество персонала в таких заведениях. Жалуются все: «Мало персонала - нужно увеличить количество, ввести изменения в положении по погрузке»
Уровень квалификации персонала
Обеспечение интернатов персоналом мало для заведений такого типа.
Преимущественно персонал состоит из женщин, как правило, без специального образования. Общая характеристика персонала такова: «Лежачий корпус - 1 воспитатель на 7 детей. Другие корпуса - 1 воспитатель на 10 - 13 детей. Группы для занятий - 1 воспитатель на 6-7 детей. Преимущественно, воспитатели - женщины, есть только один воспитатель мужчина. Другие мужчины работают на приусадебном хозяйстве. Средний возраст - 40-45 лет (от 20 до 70 лет) "; «Кроме директора и мастера в мастерской, все остальные работники - женского пола. Возраст - от 25 до 60 лет. Есть психолог, социальный работник, два воспитателя »; «Обслуживание детей-инвалидов выполняется женщинами в возрасте от 25 до 50 лет. На одну младшую медицинскую сестру (санитарку) - 10 воспитанников »; «С воспитанниками работают только женщины в возрасте - 28 - 70 лет. На 12-13 воспитанников - 1 санитарка-няня, должность воспитателя не предусмотрена ». Отсутствие персонала заставляет работников выполнять работу, которая выходит за пределы их профессиональных обязанностей. Так врачи ведут личные дела детей, выполняют работу по просьбе администрации, ухаживают за цветниками у зданий учреждения (по желанию). Воспитатели ведут детские дела, работают вместо инженера по технике безопасности, убирают территорию, няню «редко просят помочь в столовой, а так, иногда участок за корпусом убираем, чтобы сорняками не зарастал».
Проблема комплектации штата была озвучена во время работы фокус-группы:
• В общем, проблема не укомплектованности штатного расписания. При таких условиях невозможно обеспечить индивидуальный подход к ребенку. Мы слышали, что в Германии на 6 детей - 6 нянь. А у нас за одним воспитателем закреплено 13-14 детей. Эту проблему решаем с помощью спонсорских денег. В нашем интернате одна няня занимается 15 детьми. Помогают волонтеры. Так же и в другом интернате, только без волонтерской помощи.
• Согласно штатному расписанию можно иметь штатную должность юриста, но на практике этого не попадается. Также было отмечено проблемы подготовки работников и повышение их квалификации
• Нам не хватает обмена кадрами внутри , предусматривающий обмен опытом, навыками.
• У нас отсутствует системная подготовка кадров для работы с детьми. Совсем не предусмотрено в законодательстве курсов повышения квалификации для нянь и санитарок.
• В министерстве и управлению на местах часто работают люди, которые имеют образование инженеров и т.д., то есть которые совсем не имеют представления о методической работе.
Среди опрошенного персонала одного из заведений все врачи и психолог имеют высшее образование по своей специальности, среднее специальное образование имеют социальный работник, медицинская сестра и оба воспитатели, среднее - нянечка. Многие из них работают на постоянной основе. Однако никто не имеет специального образования, которое готовило к работе с этой категорией детей. Фактически, подготовка происходила за счет собственного опыта, который почти у всех опрошенных более 10 лет работы в детском доме-интернате. Специалистов для работы в таких заведениях, по словам работников, готовят в медицинских и педагогических вузах, но без специальной подготовки для работы в интернатах, с учетом всех особенностей.
Большинство работников, с которыми общались члены мониторинговых групп, знают о волонтерах и общественных организациях, которые помогают учреждениям, отдельные работники называли и сами организации. Сотрудничество с ними преимущественно положительно характеризует оценку сотрудничества с волонтерами дали в тех заведениях, куда они приезжают не регулярно. Также отмечали спонсоров.
Среди учебных программ (семинаров, тренингов) по правам ребенка, работники интернатов отмечают мероприятия круглый стол, тренинг «равный - равному», семинары главного управления труда и социальной защиты населения, курсы в реабилитационном центре, Монтессори-курс. Двое работников указали, что не участвовали в подобных мероприятиях. Среди других возможностей для обучения указаны курсы повышения квалификации и семинар для реабилитологов. Повышение квалификации существует только для медиков и педагогов (1 раз в 5 лет), няни таких курсов не проходят. Однако потребность в получении дополнительных знаний испытывают и сами работники: «Не хватает литературы по работе с такими детьми. Я бываю на курсах педиатров, но это совсем другое. Нужно больше профессиональных знаний для работы с этими детьми »;«Требуются методическая литература по вопросам воспитания»; «Считаю нужным пройти курсы повышения квалификации»; «Требуются методики работы с умственно отсталыми детьми». Работники указали на отсутствие программ предупреждения профессионального «выгорания» персонала. Известна лишь одна программа управления труда и социальной защиты населения, которая еще не воплощена на практике. Самостоятельно такая работа на уровне заведения осуществляется директором путем совместного празднования нового года, 8 марта, и тому подобное.
Многие отметили, что существует разница между оплатой труда персонала заведения и других подобных заведений (например., Школ-интернатов, больниц и т.д.): «В этом году, в связи с экономической ситуацией, оплата труда уменьшилась. В прошлом году была оплата больше чем у педиатра (доплата за вредность) "; «Не знаю, в школе педагоги получают больше»; «Говорят, что в других интернатах платят больше, также разница оплаты труда работников в различных корпусах (корпуса для лежачих и тех, кто ходит)»; «Потому что другие интернаты принадлежат к другим министерствам»; «Работники получают доплаты« за вредность »; «Оплата должна быть выше, если учитывать сложность работы».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)