Социальная адаптация детей группы «Матери и ребенка»
Целью работы группы «Матери и ребенка» является комплексный подход, обеспечение социально-педагогической реабилитации с развитием навыков в сочетании со специальной медицинской реабилитацией, адаптация и социализация ребенка с особыми потребностями.
Но за время существования группы, появилась необходимость дополнить цель: адаптация ребенка с особыми потребностями в условиях групп дошкольного обучения и воспитания.
Ребенок с особыми потребностями часть своего времени проводит с родителями. Находясь в группе «Матери и ребенка», ребенок тоже ограничен в общение со сверстниками, проводя свое время с родителями и воспитателем. И поэтому, когда возникает потребность в посещении групп дошкольного учреждения, возникает проблема адаптации ребенка. Поэтому предлагаются определенные этапы, последовательность и система адаптации ребенка из групп «Матери и ребенка» в группы дошкольного обучения и обучения в реабилитационных центрах.
I этап.
Данный этап работы начинается с первых дней посещения группы. При ознакомлении с режимом данной группы, воспитатель доводит до сведения родителей, что после пребывания в группе «Матери и ребенка», дети могут оформляться в специальную группу реабилитационного центра. По желанию родителей воспитатель обзорно знакомит с группами.
II этап.
В ходе дальнейших занятий с родителями, дети которых подлежат посещению реабилитационного центра, проводятся беседы о роли саду в развитии ребенка. Родители и дети посещают воспитательные мероприятия в дошкольных группах, также дети из группы «Матери и ребенка» участвуют в воспитательных учреждениях.
Часто на предложение в 3 года отдать ребенка в специальные группы реабилитационного центра родители отказываются, мотивируя тем, что ребенок болен, что ему лучше находиться дома и т.д. Поэтому во время посещения группы «Матери и ребенка», нужно помочь родителям понять роль садика в развитии ребенка с особыми потребностями.
III этап.
Посещение и ознакомление с группами садика. Этот этап предусматривает беседы родителей с воспитателями специальной группы о работе, режиме, требованиях группы, с руководителем учреждения.
IV этап.
С разрешения руководства, медицинских работников и воспитателя ребенок начинает посещение группы вместе с родителями и воспитателем группы «Матери и ребенка». Этот этап проходит от 2 до 10 посещений. Время пребывания - 5-20 минут (в зависимости от диапазона и вида природного темперамента ребенка). На этом этапе ребенок знакомится с группой, воспитателем, воспитанниками и является пассивным участником в работе группы. Роль воспитателя - наблюдение за эмоциональным поведением ребенка. Целью на этом этапе является заинтересовать, вызвать положительные эмоции и желание посещать группы дошкольного обучения.
V этап.
Посещение группы с воспитателем группы «Матери и ребенка» (родители остаются вне группы). Время пребывания в группе увеличивается до 30 минут. На этом этапе воспитатель выступает в роли наблюдателя за поведением, за отношениями детей между собой, за предметной деятельностью и другими сторонами поведения ребенка. Продолжительность такого посещения от 2 до 10 раз.
VI этап.
Самостоятельное пребывание ребенка в группе. Время пребывания согласуется с воспитателем. На этом этапе воспитатель группы включает ребенка во все виды деятельности: игровую, учебную, посещение музыкальных и спортивных занятий.
VII этап.
Перевод ребенка из группы «Матери и ребенка» в группы специального назначения. Оформление документации.
Адаптация воспитанника группы «Матери и ребенка» обязательно включает в себя все выше представленные этапы. Нестандартным и отличным может быть время и количество посещений - это зависит от особенностей характера и поведения ребенка. Так, IV этап один ребенок может проходить за 10 посещений, а другой - за 1-2 посещения.
Находясь в данной группе, дети не только переводятся в группы специального назначения, но и в группы общеобразовательных садиков. С согласия и по желанию родителей, эти дети тоже проходят данные этапы адаптации на базе групп. Итак, группа «Матери и ребенка» является начальным звеном работы реабилитационного центра, которое помогает выявить детей с особыми потребностями в возрасте от рождения и до 6 лет с целью дальнейшей коррекционно-развивающей работы и их адаптации в обществе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)