Анализ интервью с людьми, которые имеют ограниченные физические возможности
Проводились интервью молодежи с особыми потребностями. На основании данных, полученных в результате анкетирования, можно сделать такие выводы:
Часть респондентов, которая имеет зависимость от семьи, в результате потребности в сопровождении, транспортировке, специальной помощи, желает получить высшее образование и иметь специальность, которую можно использовать не только на предприятии, но и дома. Эти профессии преимущественно гуманитарные, связанные с новейшими компьютерными технологиями. Это программирование, юриспруденция, психология, социальная работа.
Также респонденты данной категории настроены на получение специальностей творческого направления: дизайнер, художник, парикмахер, визажист - все, что не связано с необходимостью быстрого передвижения, постоянного движения. Для большинства из этих специальностей нужно только хорошо оборудованное рабочее место. Данная категория сильно чувствует дискомфорт от архитектурной недоступности учебных заведений, общежитий, отсутствия помощи в решении данных вопросов (социального сопровождения), проблем транспортной доставки в места учебы.
Вторая категория респондентов - это молодежь, которая физически не зависит от сопровождения, но испытывает на себе конкуренцию здоровых сверстников, и понимает сложности, которые приносят проблемы со здоровьем. Они не говорят о проблемах транспорта, но также выбирают для себя специальности гуманитарных, творческих профессий, направления компьютерных технологий, интеллектуального труда.
Также можно отметить новую заинтересованность респондентами экономикой, бухгалтерией, что тоже соответствует стремлению работать на личном рабочем месте.
Несмотря на отсутствие проблем с передвижением, сопровождением, молодежь не стремится к банковскому делу, медицине, бизнесу, всему, что связано с так называемыми «элитными» специальностям, но мечтают о высшем образовании.
Они говорят о педагогике, психологии, ветеринарии, юридической науке, работе водителя, автослесаря, художника, ландшафтного дизайнера.
Что касается необходимости общения, повышения коммуникационных навыков, этого хочет вся молодежь с ограниченными физическими возможностями.
Анализируя потребность в профессиональном образовании людей с инвалидностью, видно большую разницу между желаемыми специальностям и теми, которые предлагаются им в центрах занятости (уборщица, сторож, грузчик, строительные специальности, и подобные им).
Низкая правовая грамотность значительно снижает самооценку и уверенность в своих силах. Молодежь с инвалидностью несет бремя мыслей родных и окружающих, чрезвычайно далеких от тех догматов, о которых говорит не только Конвенция о правах инвалидов, но и наши отечественные законы, в которых хорошо прописаны права гражданина.
Эти девушки и ребята, в основном, жители небольших городков и поселков значительно ограничены в информационном поле, и, несмотря на доминирующее желание покорить компьютерные технологии, не имеют ни компьютера, ни, конечно, доступа к сети Интернет.
Также респонденты практически не участвуют в общих молодежных программах и проектах. В соответствии с чем, можно сделать вывод, что организации не видят проблем молодежи с инвалидностью, также, практически не видят эту существенную часть своей целевой аудитории.
В силу этих обстоятельств, существует проблема с лидерством, адаптацией, интеграцией, мотивацией к обучению в молодежной среде инвалидов, и практически не существует молодежных организаций, которые могли бы целенаправленно и профессионально защищать права молодежи с ограниченными физическими возможностями. Эту роль выполняют организации детей-инвалидов. К сожалению, уставные задачи и методы работы детских организаций существенно отличаются от тех целей, которые должны соблюдать молодежные общественные структуры и, поэтому, молодежь с инвалидностью часто «не вырастает» из программных задач детских организаций. Они удовлетворяются участием в фестивалях, праздничных программах, спортивных соревнованиях, не имея возможности двигаться в правовом, образовательном, жилом, направлении, а также в направлении, которое связано с кредитованием, с созданием семей, трудоустройством.
Анализ интервью со студентами, школьниками, педагогами
Проводились структурированные интервью со школьниками, студентами и педагогами, которые не имеют проблем со здоровьем, целью которых было:
- выявление общего настроения на инклюзивное обучение сокурсников или одноклассников с инвалидностью;
- выявление уровня коммуникации респондентов со сверстниками, которые имеют ограниченные физические возможности;
- определение проблематики и возможностей, которые существуют на взгляд респондентов из числа здоровых студентов или школьников, их понимание необходимости решения проблемы «включения» людей с инвалидностью в общий учебный процесс.
На вопрос «При получении образования были (есть) ли среди знакомых студенты с инвалидностью?»
Третья часть респондентов ответили «Да».
Две трети человек ответили «Нет».
Безусловно данный фактор свидетельствует о крайне низкой интеграции студентов с инвалидностью в студенческий коллектив. Их видят, их запоминают, они не имеют возможности самореализации, личной презентации среди ровесников, сокурсников, для того, чтобы заслуживать свое место в коллективе студентов.
В то же время, ответ респондентов отмечает, что вряд ли будущие специалисты смогут более активно формировать цивилизованное общество, если четверть своей жизни они не имели возможности общаться с людьми с инвалидностью. Конечно, лишь достойное и равное со всеми социальное положение инвалидов и пожилых людей является экспертной оценкой для цивилизованного государства, где дети-инвалиды вместе со всеми учатся с детского сада.
Будущие педагоги, психологи будут иметь определенные трудности с пониманием интеграции детей с инвалидностью в школьный коллектив или ВУЗ, если на практике не было ни одного наглядного примера, ни в школе, ни в вузе.
Будущие финансисты, экономисты, менеджеры будут заочно составлять социальные бюджеты, не имеющие понимания и примера из жизненной практики, для кого это нужно.
Инженеры, архитекторы, техники-строители будут снова делать нормативные пандусы, заезды потому, что никогда никому не помогали в своей жизни преодолеть препятствие в виде ступени, порога, бордюра. Молодые специалисты снова будут принимать социально-значимые объекты без пандусов, не обращая внимания на десятки законов, потому что за 25 лет жизни эти молодые специалисты не видели рядом ровесника с проблемами передвижения или зрения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)