Как могут влиять на развитие ребенка с аутизмом от 3-х до 7 лет родители?
Моя мать и учителя не могли понять, отчего я кричу. А крик был единственным доступным мне способом коммуникации.
Темпл Грэндин
Когда ребенок имеет тяжелые расстройства по аутичному типу, характеризующиеся "нетипичным" поведением, непрерывными стереотипными проявлениями, пронзительным криком или визгом, аутоагрессии или агрессивными действиями, с ним стоит заниматься индивидуально. Но, как только ребенок (даже при условии пребывания у него постоянного помощника) становится способным быть рядом с другими детьми, следует найти возможность для его занятий в микрогруппе.
Важно помнить:
Несмотря на базовый недостаток при аутизме - качественное нарушение взаимодействия - полезными для ребенка являются специально организованные занятия вместе с несколькими другими детьми в микрогруппе.
Пребывание аутичного ребенка в микрогруппе - необходимое, но недостаточное условие для его продуктивного развития. Важно, чтобы организаторами этих групповых занятий были специалисты, знакомые с проблемами аутизма, чтобы занятия содержали все возможные и необходимые для развития ребенка виды деятельности (музыкальная, изобразительная, речевая, интеллектуальная, физическая, игровая и т.д.), и в то же время постоянно происходила целенаправленная коррекция основных расстройств - взаимодействия и коммуникации. Если ребенку в начале сложно привлекаться к групповым занятиям, он может некоторое время только наблюдать за ними, а искусство педагогов - постепенно приобщать такого ребенка к совместной деятельности.
Стоит находить возможность для занятий иппотерапией - специально организованных упражнениях на коне. Такие упражнения гармонизируют психомоторную
сферу ребенка (прежде всего, его тоническую регуляцию, координацию движений, чувство равновесия и т.д.). Лошадь, как правило, вызывает положительные эмоции у аутичных детей, а для того, чтобы на ней удержаться, надо подстраивать свое тело к движениям животного. Это очень нужный для таких детей навык в контексте становления их взаимодействия с окружающим миром. Кроме этого, температура тела коня выше температуры человеческого тела, и поскольку упражнения на коне следует выполнять без седла, тепло, которое ребенок испытывает от животного, способствует ослаблению напряжения в нем. То есть, для подавляющего большинства детей такие занятия создают условия для ослабления аутичной защиты, расширяет возможности и способность продуктивно проявлять себя.
Когда у ребенка произошло ослабление аутичной защиты, следует использовать такие моменты для обработки актуальных для него задач (например, способности к словесному диалогу, коммуникации с помощью жестов). Ведь, когда у ребенка уменьшается психоэмоциональное напряжение, он в большей степени способен воспринимать информацию из окружающей среды, и тем более продуктивным может стать влияние взрослых на его всестороннее развитие.
Что касается развития речи, то специалист по речи имеет дело с аутичными детьми как речевой терапевт, направляя свои усилия на понимание ими смысла использования речи и налаживание коммуникации, диалога, а не над чистотой звукопроизношения, именительной функцией речи и последовательностью слов в предложении.
Тот или иной объем возможных направлений коррекционного воздействия на развитие ребенка каждая семья выбирает, учитывая собственное видение сложившейся ситуации, потребностей и возможностей ребенка.
Кроме продуманного плана занятий для ребенка и его последовательного осуществления, родителям стоит продолжать воплощать особый подход к взаимодействию с ним дома. Главная идея этого подхода - способствовать становлению адаптации ребенка к жизни и продуктивным контактам с другими людьми.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)