Ребенок с задержкой психического развития
Задержка психического развития у ребенка - это "открытие", которое порождает у родителей растерянность и беспокойство. Оно вносит в семейную атмосферу разлад между супругами, между родителями и малышом, иногда приводит к неосознанному неприятию ребенка родителями. Ребенку неуютно в семье. Если это мальчик - отец его любит, он не оправдывает надежды на то, что сын будет расти сообразительным, физически ловким. Мать малыша выводит из равновесия своей болезненной развязностью, беспокойством, что порождает в ним чувство вины и собственной несостоятельности положительно повлиять на ребенка. В детском саду малыш также чувствует себя неуютно. Очень часто ситуацию не понимает воспитательница. Особенности поведения, обусловленные болезненными проявлениями нервной системы, она воспринимает как невоспитанность, упрямство. В то же время, и малыш на занятиях не понимает воспитательницу. С ним не хотят играть сверстники, потому что считают его "болваном", обычно обижают. У ребенка накапливается чувство тревожности, страха, депрессии, что затрудняет и так болезненное состояние. В школе этот ребенок также среди неуспевающих. Учительница его не любит, ведь он хуже читает и пишет, к тому же часто мешает на уроке. В начальных классах дети всегда благосклонны к тому, кого хвалит педагог и не любят тех, кем он не доволен. Поэтому в классе этот ребенок оказывается изолированным. он начинает протестовать, демонстративно не слушается старших, среди сверстников, если это мальчик - доказывает свою "правоту" кулаками, а девочка может прибегать к истерическим реакциям. Постоянные выговоры, недовольство родителей и учителей порождают у ребенка враждебное отношение к школе. Он ищет понимания и самоутверждения на улице, среди неблагополучных сверстников.
Итак, для того, чтобы предотвратить формирование у ребенка отрицательных черт личности, вырастить его самостоятельным, целеустремленным человеком, который умеет жить в обществе и удовлетворять свои потребности, очень важно как можно раньше предупредить и преодолеть задержку психического развития.
Причины задержки психического развития у детей.
Причин, которые вызывают задержку психического развития у детей, много. Это могут быть:
• неблагоприятные условия воспитания;
• наследственная предрасположенность;
• долговременные хронические заболевания в раннем детстве;
• нарушение функционирования мозга, которые возникают еще во время внутриутробного развития;
• осложненные роды.
Согласно причинам выделяют определенные формы задержки психического развития (далее ЗПР).
«Мальчик-с-пальчик», «Девочка-Дюймовочка».
Одной из форм задержки психического развития является так называемый инфантилизм. Это состояние сочетает психическую и физическую незрелость ребенка.
Ребенок не только ведет себя как младший по возрасту, но и выглядит в 5 лет, как трехлетний. Он рождается с небольшими весом и ростом, миниатюрный. Это "Мальчик с пальчик" или "девочка-дюймовочка". Ребенок грациозный, хрупкий, он не отстает от своих сверстников в психомоторном и речевом развитии, а потому усваивает фразовое речи в обычные сроки и даже ранее, на занятиях в детском саду успешно осваивает счет, чтение, хорошо рисует. Часто эти дети склонны к музыке, эмоционально живые.
Однако, у малыша отстает развитие умения правильно оценивать ситуацию, когда следует в зависимости от обстоятельств менять и поведение, а также способность предвидеть развитие событий и, соответственно, возможные последствия. Когда наступает школьный возраст, оказывается, что у ребенка не сформированы школьные интересы, он не учитывает учебной ситуации, не умеет сосредотачиваться на задании и выполнять его. Поэтому таким детям, по рекомендации психолога, целесообразно начинать обучение на год позже.
Чем опасны хронические заболевания ребенка.
Задержка психического развития может возникнуть в результате длительного заболевания ребенка хроническими заболеваниями (тонзиллит, панкреатит, гастрит, колит, цистит, бронхит, различные аллергические заболевания, ревматизм и др.). Под влиянием общего заболевания организма происходит ослабление функции мозга. Хронические заболевания нарушают тонус сосудов, питающих мозг, в результате чего наступает кислородное голодание. К тому же, различные токсичные вещества, которые образуются во время болезни, отравляют еще не сформированный и недостаточно устойчивый к подобному влиянию детский мозг.
У малыша наступает временная недостаточность интеллектуальных функций, т.е. снижается не интеллект ребенка, а его производительность вследствие нарушения памяти, внимания, работоспособности.
На занятиях в детском саду ребенок быстро устает, со значительными трудностями учит стихи, отвлекается, когда остальные дети внимательно слушают сказку. Хроническая физическая и психическая астения тормозят развитие активности ребенка, вызывает формирование таких черт личности как робость, боязливость, неуверенность в собственных силах. К вредным последствиям самой болезни может добавляться неправильное воспитание. Постоянная тревога за здоровья я, а иногда и жизни ребенка, делает родителей снисходительными к нему. Часто они удовлетворяют все прихоти, выполняют то, что он должна делать сам. Это порождает у ребенка пассивность, безынициативность, эгоизм.
Почему ребенку необходима забота и попечение взрослых.
Задержка психического развития так называемого психогенного происхождения может возникнуть из-за недостаточной заботы о ребенке. Для того, чтобы кора головного мозга успешно функционировала и развивалась, сразу после рождения детский организм должен получать из внешней среды комплексы раздражений. Так, любящая мать берет малыша на руки во время кормления, пеленает, купает, успокаивает и убаюкивает, становится тем самым мощным источником раздражения практически для всех органов чувств: слуха, зрения; восприятия прикосновения, тепла, изменения положения тела в пространстве. Когда же ребенок лишен материнского ухода, который воплощает комплекс этих раздражений и эмоционального контакта, у него может возникнуть задержка психического развития.
Бывает так, что после родов, в первые месяцы жизни ребенка, у матери возникает неосознанное неприятие малыша. Его может вызвать физическое или генетическое расстройство; когда ребенок ночами не спит и своим криком «замучал" не подготовленную к материнству женщину; когда мать - одиночка, а ребенок стал «препятствием» к обустройству своей жизни. Ребенок для такой матери вызывает отвращение, поэтому и ухаживает за ним так, будто выполняет надоевшую работу: в голосе раздражение, глаза равнодушны, руки не мягкие, лицо не улыбающееся. Все это может привести к задержке психического развития малыша.
Церебрально-органическая форма задержки психического развития.
Среди форм задержки психического развития чаще всего наблюдается церебрально-органическая (Церебрум - лат. мозг). Она считается наиболее устойчивой и сложной, поскольку возникает вследствие поражения головного мозга ребенка. Причинами возникновения этой формы ЗПР может быть:
• патология преимущественно второй половины беременности;
• воздействие токсических веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотиков на протяжении всей беременности;
• токсичные вещества, которые есть в окружающей среде (свинец, радиоактивное излучение)
• угроза выкидыша, тяжелые вирусные инфекции, резус и групповая несовместимость крови плода и матери и др.
Эти же факторы обусловливают преждевременные роды и родовые травмы.
В первые 2 года жизни ребенка задержку психического развития могут привести длительные тяжелые инфекционные заболевания, которые поражают мозг: сепсис, менингит, энцефалит, паротит, грипп; травмы головного мозга: сотрясение и ушибы и тому подобное.
Нарушения, возникающие вследствие органического поражения мозга, заметны уже в первые недели рождения ребенка. Малыш находится в состоянии постоянного напряжения и усталости: плачет, плохо сосет; сон у него непродолжительный и беспокойный. Ребенок отстает в физическом и психическом развитии, в формировании навыков.
Мозговая недостаточность может проявляться в повышенной возбудимости, расторможенности или, наоборот, заторможенности ребенка. Он очень часто сопровождается и другими расстройствами. Дети чрезмерно чувствительны к яркому свету, шуму; на смену погоды реагируют головной болью; плохо переносят поездки в транспорте, резкие движения, перевороты во время игр. Их очень быстро утомляют умственные нагрузки, а потому производительность на занятиях у них низкая.
Итак, задержку психического развития могут вызывать различные факторы. Время возникновения, глубина, особенности проявления этого отклонения в психическом развитии ребенка разные. Родителям очень важно вовремя заметить и сделать все для их устранения в течение первых 6-ти лет жизни, поскольку это время является определяющим для будущего успешного обучения ребенка в школе и всей его дальнейшей жизни.
Если вы заметили, что ваш ребенок отстает в развитии, проконсультируйтесь с психологом, детским врачом-психиатром, однако помните, дальнейшее развитие вашего ребенка больше зависит от вас.
Не надейтесь, что задержка развития ребенка пройдет сама по себе, или вы, приложив усилия, сможете быстро преодолеть это отставание. Важно не забывать, каждый ребенок, больной или здоровый, - индивидуальность, который требует особого подхода, имеет присущий только ему темп и специфику развития, свои возможности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)