Дефицитарное развитие
Под дефицитарным развитием подразумевается недостаточность сенсорных (слуховой и зрительной), опорнодвигательной и иных систем. В этом случае традиционно выделяемые в специальной психологии категории детей с тяжелыми нарушениями сенсорных и опорнодвигательной систем могут быть отнесены, в соответствии с логикой предлагаемой типологии, к раннедефицитарному или позднедефицитарному развитию.
К этой же категории относят и детей с множественными (сложными, сочетанными) нарушениями развития. В свою очередь, каждая приведенная здесь подгруппа отклоняющегося развития (в соответствии с принципиально отличающимися качественными характеристиками) может быть подразделена на отдельные типы и варианты, формы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Отнесите известные вам классификации (типологии) к одной из групп.
2. Приведите пример какоголибо социальнопсихологического норматива (этнического, климатического, иного) вашего региона, который предъявляется детям младшего школьного возраста.
3. Как частная дефицитарность какойлибо функциональной системы?
4. Попробуйте обосновать возможность (или невозможность?) использования классификации для детей дошкольного возраста.
Механизмы психического развития
Базовые составляющие развития, их структура. Формирование произвольной регуляции, пространственновременных репрезентаций и аффективной организации. Феноменологические проявления и треугольник анализа
Базовые составляющие развития, их структура представление о развитии как о последовательном выстраивании иерархически организованных, взаимосвязанных уровневых структур, последовательном превращении одной системной организации психики в качественно иную берет свое начало в работах классиков отечественной психологии – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера.
Оно перекликается и с представлениями А.В. Брушлинского (2003) о нерасчленимости таких психических образований, как речь, мышление, память, внимание, о невозможности разделить их на «высшие» и «низшие», «естественные», «натуральные».
Выделение таких сфер, как когнитивная, аффективноэмоциональная и регулятивноволевая, соотносимых с разумом, чувством и волей, нам кажется достаточно адекватным и целесообразным для понимания и анализа развития ребенка. Здесь мы полностью согласны с теоретической моделью Л.М. Веккера (2000) о построении единой теории психических процессов, в основе которой лежит та же самая «психологическая триада».
Как уже отмечалось в предыдущей лекции, переходя от теоретических моделей к практике, мы включаем в анализ психического развития так называемые базовые составляющие психического развития. Это позволяет не только конкретизировать уровневую структуру психического развития, но и получить убедительное и выверенное на практике основание для классификации вариантов и форм отклоняющегося развития. Следует также отметить, что введение этой единицы анализа полностью основывается на закономерностях психического развития ребенка, принятых в отечественной психологии и медицине. Наши представления углубляют и конкретизируют теоретические положения классиков отечественной психологии.
Представление о базовых составляющих как механизмах психического развития легло в основу предлагаемой трехкомпонен тной модели психического развития
Трехкомпонентная модель анализа психического развития
В этой модели представлены три уровня, как бы три этажа вертикальной структуры:
– каузальный уровень (уровень причин);
– уровень базовых составляющих развития (механизмы развития);
– феноменологический уровень.
В свою очередь, каждый из анализируемых уровней представляет собой «горизонтально» организованную взаимосвязанную структуру.
Так, каузальный уровень рассматривается нами как состоящий:
– из нейробиологической (соматологической) составляющей развития;
– социальных условий развития;
– пространственнофункциональной организации мозговых систем.
Уровень базовых составляющих психического развития пред
ставляет следующую структуру:
– произвольная регуляция психической активности;
– пространственные представления (пространственновременные репрезентации);
– аффективная организация поведения и сознания (модель О.С. Никольской).
В свою очередь, «верхний», феноменологический уровень в целом представлен регуляторноволевой, когнитивной и аффективноэмоциональной сферами.
Естественно, что нейробиологическая составляющая не является в полном объеме задачей изучения для психолога. Но в то же время уметь использовать в своем анализе медицинские данные может и должен любой психолог, который хочет обогатить свой опыт и стать настоящим профессионалом. Современные исследования показывают, что патология практически любой системы организма ребенка (центральной нервной системы, эндокринной, соединительнотканной и др.) может стать фактически первопричиной проблем психического развития.
На практике часто возникает необходимость выявить значимость социальных условий развития в общей структуре первопричин психического дизонтогенеза, поэтому особое место в анализе возникновения наблюдаемого состояния ребенка принадлежит социальным условиям развития. В данном случае следует говорить не только о проблемах педагогической или социальной запущенно сти, внутрисемейной ситуации, межличностных отношений ребенка, но и о проблемах двуязычия, этнических различий в условиях вынужденного переселения, внутренней и внешней миграции и других подобных социальных процессах, включая и техногенные катастрофы. Сюда же следует отнести и климатогеографические условия, в которых растет ребенок. Особенно это важно для ситуации развития и обучения детей в экстремальных условиях Крайнего Севера, Восточной Сибири, регионов Дальнего Востока.
Особое внимание в рамках социальных условий следует уделить и образовательной среде, как одному из факторов, являющихся причиной многих выявляемых особенностей психического развития ребенка. Это и требования, которые система образования предъявляет к ребенку, и особенности взаимоотношений с учителем, другими взрослыми, и специфика той образовательной программы, в рамках которой идет обучение и развитие ребенка, дидактическое наполнение педагогического процесса, организация образовательного пространства в целом. Эти и многие другие компоненты образовательной среды, которые «выталкивают» ребенка за пределы социальнопсихологического норматива, могут явиться причиной появления тех или иных феноменов развития. Важно в процессе психологической оценки осознать эти обстоятельства, найти им место в структуре целостного анализа состояния ребенка, сделать соответствующие выводы.
Особое внимание в структуре «каузального» уровня должно быть уделено оценке сформированности пространственнофункциональной организации мозговых систем, в частности становлению специализации и латерализации полушарий мозга, их взаимодействия, а также формирования корковоподкорковых взаимосвязей. (Подобная оценка в условиях стандартного обследования психологом образования может быть получена при анализе профиля латеральных – сенсорных и моторных – предпочтений, в том числе при наблюдении за поведением ребенка, особенностями его моторики.)
Следует отметить, что анализ функциональной организации мозговых систем всегда относился к компетенции нейропсихолога. В настоящее время изучение влияния этого фактора на особенности развития ребенка в обязательном порядке должно быть включено в деятельность любого психолога, работающего в структуре психологопедагогического сопровождения. Такой показатель должен учитываться при постановке психологического диагноза, отражаться в рекомендациях родителям и педагогам, другим специалистам сопровождения.
Выявление большого количества левосторонних предпочтений, ситуация неустоявшейся (к определенному возрасту) или смешанной латерализации, как правило, являются признаками, свидетельствующими о недостаточных компенсаторных возможностях ребенка.
Формирование произвольной регуляции, пространственновременных репрезентаций и аффективной организации
Принципиально новыми являются представления о механизмах психического развития, которые представлены в рамках предлагаемой модели анализа системой базовых составляющих психического развития.
В основе включения этого понятия в сферу внимания психологии развития лежат современные исследования в рамках отечественной когнитивной психологии, нейропсихологии детского возраста, работы с детьми с эмоциональными нарушениями, а также более чем двадцатилетняя диагностическая и коррекционная деятельность авторов с различными группами детей с отклоняющимся развитием.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)