Социально-реабилитационный блок
Социально-реабилитационный блок «Саморазвитие и взаимопомощь»; «Сделай сам» (профориентация) «Активная реабилитация инвалидов на колясках».
Кружковцы могут испытать себя в разных видах деятельности и выбрать для себя направление, которое им наиболее интересно.
Цель проекта: поэтапная социально-творческая адаптация детей с особыми потребностями во внешкольном учебном заведении.
Задачи проекта:
- Создать условия для повышения самооценки ребенка с особыми потребностями, формирование активной жизненной позиции, уверенности в своих силах;
- Предусмотреть возможность актуализации резервных психических возможностей; формирование на их основе адекватного поведения за счет творческой деятельности;
- Создать условия для творческого развития каждого ребенка с особыми потребностями кружка «Преодоление» в течение учебного года, предоставить возможность реализовать свои творческие достижения на сцене интегрированного театра«Светлячок» в спектакле-сказке в конце учебного года.
Целевая группа: группа детей с особыми потребностями разного возраста, с различным уровнем развития, с различными умственными или физическими недостатками;члены семей воспитанников.
Партнеры проекта: дети и администрация. Отделение реабилитации детей с органическими поражениями центральной нервной системы территориального Центра социального обслуживания населения г.Москвы;ученики кружка «Польский язык и культура» и кружка журналистики«Репортер»; педагог кружка «Английский для малышей», «Польский язык и культура».
В этом Центре детского и юношеского творчества также действует Клуб семейного общения для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями. Среди основных функций Клуба – функция социальной поддержки таких семей, а также предоставление информационной, посреднической, образовательной помощи.
Вторая модель. Сотрудничество внешкольного учебного заведения с учреждениями для детей с особыми потребностями: специальными учебными заведениями (дошкольные, общеобразовательные учреждения, учебно-воспитательные комплексы, оздоровительными центрами, молодежными центрами реабилитации инвалидов и т.д.);по реализации совместных проектов, социально-реабилитационных программ, проведения различных мероприятий для детей с психофизическими нарушениями.
При такой модели дети с особыми потребностями привлекаются к учебно-воспитательному процессу (творческих объединений), а также массовых мероприятий, конкурсов и тому подобное. Участники указанных мероприятий – педагогические работники(руководители кружков, социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы), ученики внешкольного учебного заведения (кружковцы, участники органов ученического самоуправления, волонтеры и т.д.).
Например, опыт оздоровительного центра «Шанс» по реабилитации детей с особыми потребностямии его успешное сотрудничество с коммунальным учреждением областного совета«Центр творчества детей и юношества» по реализации целевого проекта «Шаги к успеху» для детей с особыми потребностями, в частности, больных. В рамках проекта действует клуб «Шаги к успеху», работникикоторого в сотрудничестве с семьей ребенка с особыми потребностями работают над решением следующих задач:
- определение состояния развития ребенка; оказание психолого-педагогических диагностических услуг;
- обеспечение комплекса реабилитационных программ;
- внедрение консультативной помощи для родителей;
- проведение при необходимости юридических консультаций;
- информационное обеспечение общества по проблемам социальной адаптации детей с особыми потребностями;
- налаживание взаимосвязей с органами государственной власти и общественными организациями.
В проекте определены основные направления социально-психологической реабилитации детей с ДЦП в соответствии с развитием сенсорной, моторной, когнитивной, эмоционально-коммуникативной сферы; работают соответствующие кружки, например, по развитию функциональной системы сенсорной сферы:«Изобразительное искусство», «Рукоделие», «Сенсоинтеграция», «Игротерапия» идр .; по развитию функциональной системы моторной сферы: «Школа руки», «Инваспорт» и др. Таким образом, в рамках проекта "Шаги к успеху»для детей с особыми потребностями направлено на улучшение качества жизни детей с особыми потребностями, их психосоциальную реабилитацию и активную социализацию, формирование новых подходов в региональной политике по этой категории детей.
Примеров совместной реализации внешкольными учебными заведениями в России социальных программ, проектов, направленных на социальную поддержкуи реабилитацию детей с особыми потребностями, – значительное количество. К примеру, более 20 лет продолжается реализация благотворительного проекта Центра внешкольной работы Центрального административного округа г.Москвы «Поделись теплом». Цель его – создать возможности детям-сиротам, детям с особыми потребностями адаптироваться к общественной жизни, общаться со сверстниками, участвовать в конкурсах, самореализоваться и тому подобное. Среди задач проекта:
- привлечение кружковцев Центра в благотворительные дела, работа с детьми с особыми потребностями (проведение тренингов, игровых программ, конкурсов, показов коллекций одежды, изготовленных кружковцами т.п.);
- проведение благотворительных акций для учеников спецшколы-интерната №9г.Москвы («Подари книгу», «Подари игрушку» и т.п.);
- привлечение спонсоров для оказания материальной помощи детям с особыми потребностями (одежда, обувь, канцтовары, техническое оборудование и тому подобное).
В Московском Дворце детей и юношества реализуется социально развивающая программа «Забота», направленная на оказание социально-педагогической поддержки детям и молодежи с особыми потребностями – воспитанниками нтернатных учреждений, пациентам клинической больницы № 12 г.Москвы и др.
Третья модель. Организация внешкольного учебного заведения(реабилитационный центр, клуб и т.д.), деятельность которого нацелена на социальную реабилитацию детей с особыми потребностями.
В этом контексте необходимо отметить, что поливариативность, отсутствие четкой регламентации в сфере внешкольного образования создают основания для решения социально-педагогических задач в рамках указанной модели. Например, при активном участии социальных педагогов, педагогов дополнительного образования в г. Самаре (в 1998 году был открыт реабилитационный центр внешкольного образования «Творчество», где обучение детей с инвалидностью в системе дополнительного образования проводится в коллективе воспитанников с типичным развитием).
3.4. Сотрудничество специалистов инклюзивного учебного заведения с родителями.
Роль родителей в организации обучения.
Для успешной реализации инклюзивных программ чрезвычайно важно эффективное сотрудничество специалистов инклюзивной школы и семей детей сособыми потребностями.
Сейчас одно из направлений модернизации общеобразовательной школы – ориентация педагогов на оказание помощи семьям, широкое привлечение родителей к работе с учащимися и повышение ответственности родителей за воспитание и обучение своих детей. В контексте образования детей с особыми потребностями указанные образовательные приоритеты – особенно оправданы, приобретают еще большую значимость.
На современном этапе повышение внимания к проблеме привлечения родителей детей с особыми потребностями к сотрудничеству детерминировано следующим:
- родители являются основными заказчиками образовательных услуг; родителям предоставлено право выбора учебного заведения для своего ребенка, в противовес существующей практике, когда соответствующие государственные службы определяли бы, где будет учиться ребенок с нарушениями психофизического развития. В таких ситуациях родители должны быть готовы сделать правильный выбор и осознавать свою роль в процессе получения образования ребенком;
- введение инклюзивного обучения как паритетного направления образования для детей с нарушениями психофизического развития, предусматривает максимальное привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу, в отличие от интернатных заведений, где участие родителей – недостаточное, что негативно сказывается на развитии и социальной интеграции учащихся.
Во времена Советского союза согласно заключению психолого-медико-педагогические комиссии ребенка с особыми потребностями направляли на учебу в соответствующую специальную общеобразовательную школу (школу-интернат). В случае, если родители или лица, их заменяющие отказывались отдавать ребенка в такую школу, обучение проводилось по индивидуальной форме.
Стоит отметить, что именно родительские общественные организации были инициаторами внедрения инклюзивного обучения как в России, так и во многих зарубежных странах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)