Стиль взаимоотношений
Это устойчивая форма способов и средств взаимодействия людей друг с другом, в данном случае – в отношении педагогического контекста. Среди факторов правильно выбранного стиля взаимоотношений – доверие, свобода, раскованность, отсутствие страха, наличие доброжелательного взаимопонимания в группе участников.
На основе особенностей взаимодействия людей сложились такие стилио бщения: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется жесткой формой управления, взаимодействием участников учебно-воспитательного процесса с помощью приказов, указаний, инструкций и т. Этот стиль с точки зрения гуманизации и демократизации мирового образования считается абсолютно неприемлемым, поскольку нарушает права личности. Европейские ученые пришли к таким выводам:
- авторитарный стиль позволяет поддерживать высокий уровень дисциплины и результативности педагогического процесса, но только при условии постоянной демонстрации власти уполномоченного человека (лидера среди коллег, педагога на уроке или в отношениях с родителями);
- внешние показатели дисциплинированности и комфортности участников не всегда проявление согласия, а внутренний психический конфликт часто сублимируется в различные формы девиантного и антисоциального поведения личности.
Демократический стиль проявляется в лице лидера среди коллег, педагога на уроке и опирается на коллектив, в попытке заинтересовать своей деятельностью, поощрении инициативы и самостоятельности коллег или учеников. Предлагают три условия поддержания взаимоотношений:
- лидер (среди коллег) или педагог (в классе) является образцом, достойной моделью для самоидентификации других личностей;
- лидер (среди коллег) или педагог (в классе) выполняет скорее функцию арбитра, чем судьи; он не препятствует формированию положительного «Я-образа»коллеги или ученика и избегает осуждения поступков «с высоты кафедры»;
- лидер (среди коллег) или педагог (в классе) помогает коллегам или детям осознавать свои действия, обдумывать их и предвидеть возможные последствия.
Либеральный стиль характеризуется самоустранением лидера или педагога от ответственности за ход и результаты учебно-воспитательных мероприятий, формализмом, попустительством и анархизмом.
Самый оптимальный и одновременно самый сложный стиль, бесспорно, – демократический, поэтому мероприятия планируются в группе, а не заранее, за реализацию предложений отвечают все. Кроме того, аспекты работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Все это требует от членов группы высокого уровня сформированности культуры взаимодействия. Именно демократический стиль взаимоотношений присущ деятельности профессионального сотрудничества, подтверждается характерной позицией лидера (внутри группы), принятием решений в результате групповых дискуссий. В контексте обсуждения вопросов совместной работы для удобства называют стилем профессионального сотрудничества. Если нет демократических взаимоотношений, не может идти речь и о сотрудничестве.
Влияние профессионального сотрудничества на организацию обучения детей с особыми потребностями в условиях инклюзивной среды.
Инклюзия (от англ. Иnclusion – включение)– одна из самых гуманистических идей настоящего, одновременно она является самой сложной для решения проблемой, с которой сталкиваются системы образования во всем мире, поскольку предусматривает привлечение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, а это, в свою очередь, требует от всех участников учебно-воспитательного процесса существенного пересмотра традиционных взглядов на цели, функции, организацию работы заведения нового типа. Вопрос о том, каким образом школы могут обеспечить включение всех детей, предоставить им возможность принимать полноправное участие в жизни школы и достигать положительных результатов, беспокоит всех, кто занимается вопросами обеспечения справедливости в современном и будущем обществе. Несмотря на существование выдающихся примеров инклюзивных школ во многих странах, все еще нет полного понимания того, какими путями можно сделать все школы более инклюзивными.
Поиски ответа на вышеупомянутый вопрос привели к научным исследованиям за рубежом. Поэтому появился вывод о том, что совершенствование условий обучения (которые являются ключом к положительным результатам в преобразовании школ в инклюзивные учреждения) происходит тогда, когда педагоги подвергают сомнению малоэффективные методы преподавания, изучают новые концепции и находят продуктивные пути для признания имеющихся различий и решений в этом возникающем конфликте, а также оказывают активную поддержку друг другу в процессе профессионального роста. Совокупность совершенных шагов характеризует значительный прогресс в формировании концептуального представления о коллегиальном взаимодействии ее измерения, а также в определении характерных черт профессионального сотрудничества.
Главный вывод, к которому пришли зарубежные исследователи, заключается в том, что именно благодаря правильной организации деятельности профессионального сотрудничества все участники начинают четко выражать ответственность за успехи учеников, ориентироваться на использование инноваций в преподавании, а также проявлять готовность проводить тесное сотрудничество с коллегами на основе взаимной поддержки. Таким образом, собранные факты подтверждают наличие положительного влияния профессионального сотрудничества на организацию учебного процесса детей с особыми потребностями в условиях инклюзии.
Пути внедрения профессионального сотрудничества в практику работы инклюзивного заведения.
Исследования ученых, позволили сделать вывод о том, что успешность организации совместной деятельности в инклюзивном заведении объясняется несколькими факторами. Важнейшие из которых – степень сформированности отношения работников к сотрудничеству и наличие исходных возможностей брать в нем участие. Формирование этих факторов должно происходить в контексте начальной профессиональной подготовки, а эффективность их воздействия на становление инклюзии зависит от дальнейшей работы по повышению квалификации и самосовершенствования при должной поддержке со стороны руководства заведения. Это актуализирует роль психологических аспектов эффективности подготовки кадров для работы в инклюзивном заведении. Поэтому особое внимание необходимо уделять межличностным и групповым проблемам; обучению способов выполнения связанных с инновациями задач и процедур; корректировке установок и поведенческих стереотипов сотрудников; изучению влияния изменений в организации нормы и ценности персонала, что приводит к модификации установок поведения, стимулирует повышение производительности труда, качества выполнения заданий.
Зарубежные эксперты организации учебно-воспитательного процесса в инклюзивном заведении подчеркивают ценность наличия разнообразия и считают его ключевым ресурсом для развития демократических аспектов сотрудничества, способствующие интеграции различных взглядов на принятие инновационных решений при возникновении неординарных ситуаций. Они подчеркивают: сотрудничество становится возможным в такой среде, где педагоги и представители широкого школьного сообщества (лидеры, ученики, родители, предприниматели, чиновники и другие специалисты) вместе обдумывают и обсуждают все возникающие вопросы, используя весь потенциал коллективного знания и разрабатывая новые технологии обучения для своего заведения. При этом мнение каждого участника этого общества и его взгляды очень ценные для создания единого видения проблемы, а также путей ее решения. Становится очевидным: успешный ход такой деятельности возможен при условии детального анализа содержания существующих отечественных и зарубежных психолого-педагогических достижений, которые могут способствовать внедрению профессионального сотрудничества в практику работы инклюзивного заведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)