Проблема соотношения понятий «норма» и «патология», «инвалид» и «инвалидность»
Детей, о которых пойдет речь, называют дети-инвалиды, а значит, нетипичные, поскольку развиваются и ведут себя не так, как другие. Врачи, социальные работники, окружающие люди и педагоги называют: аномальные, больные, с отклонениями в развитии, дети с физическим ограниченностью и дети с особыми образовательными потребностями. Но для лучшего понимания проблемы, выявление особенностей и специфики работы с детьми-инвалидами, необходимо, прежде всего, выяснить, само понятие «инвалид», «инвалидность», «норма» и «патология».
Согласно Декларации ООН «О правах инвалидов», понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной и социальной жизни из-за недостатка, будь он врожденный или приобретенный, его или ее физических, или умственных способностей.
Инвалид – это человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.
Понятие «инвалидность» рассматривается ВОЗ как «ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнить роль, которая считается для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов».
Инвалидность является неспособностью выполнять определенную деятельность в связи с различными физическими или психическими расстройствами. Следует отметить, что инвалидность понятие, имеющее широкое значение, включающее: неспособность слышать, неспособность говорить, ясно объяснять, запоминать вещи, передвигать нижние конечности, вытягивать руки, сжимать что-нибудь в руках, самостоятельно одеваться, принимать пищу, использовать туалет, вставать с постели.
Для многих лиц инвалидность означает большое горе, подавленное состояние и множество разноплановых проблем, а для самих инвалидов – это конечно грандиозный удар, но большинство инвалидов находят в себе силы смириться со своим состоянием, воспринимать его как нормальное (для них это действительно норма) и жить дальше максимально полноценной жизнью.
Определение границ «норм» всегда было достаточно сложным для любой науки. Само понятие «норма» и «аномалия» зависят от культуры и со временем существенно меняются. Данные изменения можно объяснить политическими, религиозными мыслями различных культур.
Нет четкого толкования понятия норма, существуют различные интерпретации данного понятия в различных науках: в этике понятие «норма» трактуется как проблема соотношения идеального и реального. Медицина понимает норму как отсутствие какой-либо патологии.
Человек это – уникальная и неповторимая личность, которая обладает мощным внутренним потенциалом развития, независимо от состояния своего душевного и телесного здоровья.
Можно отметить, что проблема нормы и аномалии – одна из самых сложных проблем в современной педагогике, специальной педагогике и психологии.
В современной педагогике используются такие понятия, как: наглядная норма – знания, умения, действия, которые необходимы для овладения предметным содержанием образовательной программы; социально-возрастная норма – показатель интеллектуального и личностного развития; индивидуальная норма – показатель индивидуальных особенностей развития и саморазвития.
Психологи называют здоровой личностью человека, способного к самоактуализации, чертами которой являются: адекватное восприятие действительности, естественность, деловая направленность, автономия и независимость от окружения, свежесть, чувство общности с другими людьми, отсутствие враждебности, чувство юмора и милосердия, креативность.
Четкого научного определения нормы и патологии не существует. Между нормальным поведением и патологией находится большое количество переходных форм. В сферу деятельности педагогов входит коррекция и развитие проявлений, которые отклоняются от нормы поведения ребенка.
Педагогическая энциклопедия трактует понятие «аномальные» дети таким образом. Аномальные дети, это дети, которые имеют значительное отклонение от нормального физического или психического развития, и вследствие этого требуют специальных условий обучения.
Также в педагогической энциклопедии обозначено, что за рубежом используют термин «handicapped children» (дети с нарушениями). Данный термин объединяет все группы аномальных детей, детей-инвалидов и детей, у которых тяжелые соматические заболевания.
На современном этапе в философских, педагогических концепциях превалирует отношение к личности как к высшей ценности бытия независимо от состояния психофизического здоровья.
Современная педагогика базируется на принципе предоставления равных возможностей для всех категорий граждан и отказа от жестокой клинической терминологии (аномалия, дефект, инвалид и т.п.).
Итак, инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и другие барьеры, которые не позволяют инвалиду, быть интегрированными в общество и участвовать в жизни семьи или общества на таких же основаниях, что и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
Таким образом, проблема толкования понятий «инвалид» и «инвалидность» в данный период времени является актуальной, требующей тщательного изучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)