Проблемное обучение
Проблемное обучение, в общем смысле, является одним из факторов обеспечения определенного уровня качества образовательного процесса и является актуальным в процессе обучения учащихся с особыми потребностями. Создание проблемной ситуации – это не просто формулировка проблемы преподавателем, а обеспечение осознания учеником несовместимости новой информации с той, которой он владел ранее, и поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы подвести ученика к такому осознанию, поставить его перед фактом, который не вписывается в систему имеющихся у него знаний. Использование проблемных ситуаций в учебном процессе активизирует умственную деятельность учащихся, способствует усвоению знаний, повышает интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. А это, в свою очередь, способствует повышению общего уровня качества образовательного процесса. Например, перед закреплением темы 5 «Материалы для отделки простых столярных изделий» и повторением темы 1 «Основы древесиноведения» я задаю ученикам проблемную ситуацию: «проблемная ситуация» Предлагаю ученикам найти оптимальную технологическую последовательность отделки разновидностей древесины. Для решения проблемы следует учитывать физические свойства видов древесины и то, что дуб и груша ценные породы, а дуб очень дорогая древесина. Главным в этой задаче является то, что при составлении технологического алгоритма нужно оставить естественную текстуру древесины
Кроме проблемных ситуаций активизации умственной деятельности способствуют проблемные вопросы – Как влияют сучки на качество древесины? Постановка таких вопросов несет такую же умственную нагрузку, как и проблемная ситуация. Кроме того, источником таких задач и вопросов могут быть и сами ученики. В каждой группе выделяются ученики, которые склонны к более высокому уровню усвоения учебного предмета, потому домашним заданием может быть отыскание таких интересных задач. Это позволит увидеть связь между материаловедением и другими предметами.
К сожалению, в учебниках по материаловедению проблемные ситуации практически отсутствуют. Поэтому существует необходимость разработки дополнительного дидактического материала к ключевым темам.
Созданию условий для успешного восприятия учебного материала способствует новое пособие «Блок-схема по материаловедению для учащихся по профессии «Столяр строительный», разработанный с помощью мастеров производственного обучения. Пособие содержит весь объем учебного материала по предмету «Материаловедение» в форме схем на каждый урок. Ученик может визуально запомнить основные положения темы урока. Для более расширенного изучения материала в блок-схему добавляется «Словарь терминов». В словаре в алфавитном порядке даются определения основных терминов. Этот словарь объединил специфическую терминологию по материаловедению для столяров. Такая форма изложения материала наиболее доступна для учащихся с особыми потребностями. Преподаватель сам решает в каком объеме материал следует изучать в той или иной группе.
В процессе обучения, по мере усвоения учащимися учебного материала, преподаватель предлагает ученикам обращаться к иллюстрации учебного материала или ответить на конкретные вопросы «Профессиональный ящик столяра». Этот информационный справочный материал поможет учащимся хорошо ориентироваться в вопросах технологии изготовления материалов, основных недостатков древесины и др. Следует помнить, что учащиеся с особыми потребностями при работе с большим объемом теоретического материала испытывают трудности с выделением главного, особенно важного, пытаясь запомнить все. Такой дидактический материал позволяет усвоить учебный материал в необходимом объеме в укрупненном виде.
С целью активизации мыслительной деятельности учащихся преподаватель должен создать условия для запоминания технической терминологии. Главным условием для запоминания является работа с теоретическим материалом в нестандартных формах обучения. В качестве такой формы предлагается работа с учащимися в форме игры: запомнить название нарисованных предметов и их частей, разгадать кроссворд, содержание которого связано с учебной программой, запомнить основные положения по основам древесиноведения, просмотр презентаций и слайдов к темам учебной программы. Игровые формы обучения заставляют учеников задуматься над решением поставленных задач и способствуют закреплению учебного материала.
Нетрадиционная форма обучения может быть использована на различных этапах урока для закрепления и повторения теоретического материала при фронтальной и индивидуальной работе учащихся. Так перед началом объяснения нового материала преподаватель использует карточки и тесты и кроссворды для проверки и повторения усвоенного ранее материала; после изучения новой темы проводит проверку отдельных вопросов материала, тем самым проявляет группу ученики, которые требуют дифференцированного подхода. Можно использовать тесты для проверки и закрепления учебного материала по темам. Предмет «Материаловедение» трудно воспринимается учениками потому, что он более теоретический, чем практический. В связи с этим разработаны лабораторно-практические работы. В работах дана методика проведения лабораторно-практических опытов после выполнения самых значительных и сложных тем программы. Описаны те опыты, которые не требуют сложного оборудования, но помогут ученикам закрепить теоретический материал.
Нетрадиционные формы обучения способствуют развитию у учащихся памяти, эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формируют навыки правильного написания технических терминов, воспитывают усидчивость и развивают мышление. Одной из форм нетрадиционного обучения являются бинарные уроки материаловедения и производственного обучения, технологии столярных работ и производственного обучения или материаловедения, технологии столярных работ и производственного обучения.
Анализ учебных достижений учащихся группы по предмету «Материаловедение» по профессии «Столяр строительный»
Группа |
1 курс |
||||||||||||||||||
ТО №1 «Основы древесиноведения» 18.11.2015г. |
ТО №2 «Круглые и пиленые лесоматериалы» 16.12.2015г. |
||||||||||||||||||
Начальный и средний уровень знаний |
Достаточный и высокий уровень знаний |
Начальный и средний уровень знаний |
Достаточный и высокий уровень знаний |
||||||||||||||||
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
||||||||||
14 |
100 |
4 |
29 |
10 |
71 |
3 |
21 |
11 |
79 |
||||||||||
1 курс |
|||||||||||||||||||
ТО №3 «Клеи и металлические крепежные материалы» 02.03.2016г. |
ТО №4 «Материалы для отделка простых столярных изделий» 16.04.2016г. |
||||||||||||||||||
Начальный и средний уровень знаний |
Достаточный и высокий уровень знаний |
Начальный и средний уровень знаний |
Достаточный и высокий уровень знаний |
||||||||||||||||
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
||||||||||||
3 |
21 |
11 |
79 |
3 |
21 |
11 |
79 |
||||||||||||
Из анализа достижений учащихся по предмету «Материаловедение» видно, что ученики постепенно набирают знания по темам, хорошо их усваивают и приобретают достаточные знания по предмету.
Этот предмет является базой усвоения специальных дисциплин. При изложении материала необходимо обращать внимание учащихся на динамику развития промышленности строительных материалов, повышение их качества и инновационные технологии изготовления конструкций. Полезной формой изучения курса являются экскурсии. При проведении таких уроков учащиеся знакомятся с видами сырья и продукции, типичными устройствами. Такие уроки стимулируют познавательный интерес к предмету.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)