Психологическая помощь детям с расстройствами спектра аутизма
Работа практических психологов дошкольных учреждений с ранним выявлением нарушений, спецификой организации обучения детей с расстройствами спектра аутизма будет способствовать своевременному и оперативному оказанию помощи. Однако для установления диагноза все же необходимо осуществить междисциплинарное всестороннее диагностическое обследование ребенка.
Проблема детского аутизма становится все более актуальной для современной психопатологии детского возраста. За последнее время наблюдается увеличение количества случаев нарушений развития у детей, часто тяжелой и осложненной формы.
Успех коррекционной работы с ребенком с расстройством спектра аутизма зависит от координации действий родителей, врача, психолога, педагога.
Родители часто не могут научить малыша говорить, играть со сверстниками, быть самостоятельным. Нужна помощь специалистов. Поэтому такую помощь предоставляют дошкольные учреждения компенсирующего типа для детей с нарушениями развития.
Индивидуальный подход - основа работы в группе особых детей. Поскольку аутизм недостаточно изучен и исследован, то малышам пытаются помочь различными способами, но уверяют, что нужно избегать гиперопеки. Необходимо придерживаться правила: «Помоги мне сделать это самостоятельно». Только путем всестороннего развития можно сделать вывод о реальном психическом состоянии ребенка. Если не приложить усилий, то ребенок просто закроется в себе. Поэтому тем, кто будет работать с детишками, выдвигают единственное требование: быть терпеливыми. Поскольку больные аутизмом очень непредсказуемы, то выдержка - непременный атрибут опекунов.
Когда родители узнают об аутизме у ребенка, они очень напуганы, им трудно принять, что у детей проблемы с развитием. Но при специальном обучении дети меняются просто на глазах. Раннее обучение помогает максимально раскрыть потенциал ребенка. В дальнейшем он может получить образование, иметь друзей, отношения. В Америке аутисты работают садовниками, кладовщиками, фасовщиками, овладевают другие рабочие специальности.
Диапазон расстройств спектра аутизма довольно широкий. Иногда из-за низкой интенсивности симптомов их бывает сложно диагностировать. Бывают случаи, когда ребенок, который нуждается в специальных условиях для своего развития, идет в обычное дошкольное учреждение, а не в заведение с группами компенсирующего типа. Поэтому знания практического психолога детского сада с ранним выявлением таких расстройств являются чрезвычайно важными.
Ребенок с расстройством спектра аутизма, попадая в дошкольное учреждение, внешне может ничем не отличаться от других детей. Часто такой ребенок имеет высокий интеллект (проявляются способности к вычислению, изучению алфавита, иностранного языка). Поэтому нередко проявления его поведения объясняются особенностями характера. Таким образом, ребенок с недиагностированными расстройствами и дальше посещает дошкольное учреждение, не получая специальную помощь.
Работа практических психологов и воспитателей в дошкольных учреждениях имеет большое значение. Поскольку раннее выявление нарушений будет способствовать своевременному и оперативному оказанию помощи и включению больших компенсаторных возможностей детского формирующегося организма.
Следует помнить, что для установления диагноза необходимо осуществить междисциплинарное всестороннее диагностическое обследование ребенка.
Каждая семья, где растет ребенок с нарушениями в развитии, ищет совета и поддержки специалистов и часто не находит ее. Именно поэтому основная задача психолога - консультативная работа с семьями, где воспитывается ребенок с расстройством спектра аутизма.
У родителей ребенка с расстройством спектра аутизма существует определенное напряжение, переживания, которые особенно проявляются, если у ребенка первая группа аутизма. Среди наибольших страданий родителей - невозможность успокоить ребенка при агрессивности, плаче, неспособность ребенка к обучению, невозможность повлиять на поведение, на воспитательный и учебный процесс.
Согласно теории разума (она указывает на дефицит в распознавании контекста), ребенок с расстройством спектра аутизма не понимает поведение и эмоции других людей и не может их предвидеть. Ему также сложно осознать и выразить личную мотивацию, чувства, мысли или отразить свой внутренний мир. Он практически не понимает своей роли в любой ситуации. При этом ребенок с расстройством спектра аутизма может быть гипер- или гипочувствительным к определенным сенсорным стимулам и соответственно пытаться блокировать подобные раздражители или, наоборот, требует стимуляции. Иногда встречается и сочетание этих двух вариантов.
Для детей с расстройствами спектра аутизма характерны ограниченность и избирательность развития коммуникативно-речевых навыков. Именно поэтому следует создавать и поддерживать комфортные условия общения. Следует поощрять и активно использовать приобретенные коммуникативно-речевые навыки, переносить их в новые ситуации и адаптировать к потребностям социального взаимодействия.
Для детей с расстройствами спектра аутизма характерны истерики, крики, агрессивное поведение. Причины таких проявлений заключаются в областях восприятия окружающей действительности. Чтобы устранить нежелательное поведение, следует использовать правило «Дай пять». Фактически, это пять вопросов – «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Каким образом?». Ответ на них поможет ребенку с расстройством спектра аутизма лучше понять ситуацию, требования к ней и пути реализации этих требований. Именно поэтому практический психолог должен овладеть навыками использования этого правила.
Дети с расстройствами спектра аутизма могут иметь слишком специфическую реакцию на телесный контакт от плача и пассивного избегания к взрывному сопротивлению. В таком случае не стоит настаивать на этом взаимодействии. Но если ребенок не выражает явного негативного отношения к телесному контакту, он может стать эффективным способом его развития и построения отношений с ним.
Начинать стоит с поглаживания, разминания пальцев, кистей рук, направляя массажные движения по направлению от кончиков пальцев к локтевому суставу. Также необходимо попробовать массировать грудную клетку и спину, а затем перейти на руки и ног. Также для массажа можно использовать одеяло - пеленать в него ребенка, как куколку (кроме головы и шеи), и массировать тело сквозь ткань. Подобные действия помогут ему ощутить целостность собственного тела.
Для ребенка с расстройством спектра аутизма наибольшей ценностью в дошкольном учреждении является присутствие других детей. Однако если не развивать в нем восприятие сверстников, то пребывание в коллективе не будет способствовать дальнейшему развитию. Необходимо, чтобы ребенок с расстройством спектра аутизма научился сначала видеть, слышать, чувствовать других детей, а уже потом как-то взаимодействовать с ними. В начале, следует способствовать совместной активности маленького аутиста хотя бы еще с одним ребенком.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)