Первичные нарушения здоровья
Первичные нарушения здоровья в виде легкого перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза и такие его последствия, как изолированные функциональные нарушения работы органов и систем детского организма, число которых не превышало 1-2 болезней, при благоприятных социальных условиях развития, реализованных в форме семейного воспитания, не оказывали прямого негативного влияния на темп психического развития детей, но приводили к снижению адаптационных возможностей организма, повышенной чувствительности и быстрой истощаемости центральной нервной системы при воздействии сенсорных стимулов, что, в свою очередь, обусловило взаимодействия ребенка с окружающим миром. У одной части детей – 74 (14,8 %), – последствия легкого перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического или травматического генеза проявились в виде функциональных нарушений работы органов и систем организма, число которых не превышало трех заболеваний; у других 148 (29,4 %) детей легкое и среднетяжелое сочетанное перинатальное поражение ЦНС привело к возникновению заболеваний органов и систем различной этиологии, в том числе нервной системы, т. е. сочетанию от трех до пяти нарушений здоровья; у остальных 278 (55,6 %) малышей тяжелое сочетанное перинатальное поражение ЦНС стало причиной возникновения сложной структуры нарушений здоровья, в том числе органической природы, число которых превышало пять и достигало десяти различных отклонений здоровья.
Среднетяжелое сочетанное поражение ЦНС и его последствия в виде сочетания заболеваний органов и систем различной этиологии, в том числе нервной системы, привели к задержке темпа психического развития у 148 (29,4 %) детей, а также трудностям социальной адаптации к окружающей среде, которые не были преодолены в обычных социальных условиях семейного воспитания и традиционных формах обучения к году.
Сочетанное тяжелое перинатальное поражение ЦНС и сложная структура нарушений здоровья, в том числе органической природы, явилось причиной замедления темпа психического развития у 278 (55,6 %) детей, а также нарушений социальной адаптации, которые в обычных условиях семейного воспитания по мере роста и развития ребенка усугубляются. Восстановление здоровья этих детей и развитие их познавательных способностей, а также социализация возможны только при своевременном (с первых дней жизни) оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Для проведения комплексного медико-психолого-педагогического изучения динамики психического развития детей в течение первых трех лет жизни нами из общей популяции новорожденных были отобраны 210 младенцев в возрасте от 10 дней жизни до 2 месяцев жизни с перинатальным поражением нервной системы различной этиологии, структуры и степени тяжести, у которых в первом полугодии жизни был выявлен один из 4 вариантов темпа психического развития. При организации обучающего эксперимента и процедуры исследования, комплектовании группы обучения и контроля мы исходили из результатов, полученных в констатирующей его части, согласно которым состояние здоровья, нарушение работы органов и систем детского организма определяют одни из 4 вариантов темпа психического развития: нормальный или соответствующий онтогенезу, задержанный, медленный, крайне медленный.
Критериями включения в исследование служили: добровольное согласие родителей на участие в исследовании в течение первых трех лет жизни ребенка, реализация процесса развития психики в условиях семейной формы воспитания, родителями с благоприятным социальным статусом. Все дети имели клинически подтвержденный диагноз «перинатальное поражение ЦНС», а также лабораторные и инструментальные сведения о характере и степени тяжести его последствий. Критериями исключения были определены следующие факторы: невозможность наблюдения за динамикой психического развития детей в течение первого полугодия жизни и классификации детей по группам, в зависимости от темпа их психического развития, отказ родителей от участия в исследовании на протяжении первых трех лет жизни ребенка, воспитание детей в неестественных (система общественного воспитания – Дома ребенка) или неблагоприятных социальных условиях (асоциальное поведение и образ жизни родителей), отсутствие или отрицательная динамика психического развития детей в силу множественных пороков развития, тяжелых, сочетанных болезней, а также наличие тяжелых врожденных пороков развития, тотального поражения одного или нескольких анализаторов.
В алгоритм медицинского обслуживания детей была включена консультация педагога-дефектолога для изучения и контроля их психического развития, обеспечения информационной поддержки родителей ребенка в вопросах воспитания и обучения. В случае выявлений у детей ГО или ГК нарушения рабочей функции одного из анализаторов они направлялись на консультацию и в дальнейшем систематически получали дополнительную специальную педагогическую помощь тифло- или сурдопедагога, в существующих организационных формах при учреждениях системы здравоохранения и образования. С детьми, у которых были выявлены аномалии строения органов артикуляции, отмечалось нарушение иннервации лицевой мускулатуры, проводились логопедические занятия. Таким образом, исследование психического развития ребенка с перинатальной патологией ЦНС на протяжении первых лет его жизни осуществлялось в двух направлениях: первое – продольное исследование изменений во взаимоотношениях ребенка с миром людей и предметов по мере его физического развития; второе – периодические психолого-педагогические обследования в целях фиксации реальных психологических достижений ребенка в контрольных возрастах. Такой подход позволил обнаружить и зафиксировать общие тенденции психического развития, а также изменения, происходящие в психике ребенка при освоении новых способов социальных отношений с внешним миром, особенности социального взаимодействия и поведения при переходе от одной стадии психического развития к другой. Методы исследования: Системный подход к анализу данных обеспечен выбором комплекса изучаемых структурных единиц: динамика психического развития ребенка с перинатальным поражением ЦНС первых лет жизни, актуальные психологические достижения ребенка на каждом этапе роста и развития, форма организации и виды медицинской помощи, социальные условия среды, 154 в которых проходило формирование детской психики в ранний период онтогенеза. Для достижения намеченной цели исследования нами были использованы следующие методы: - диагностический применением методики Е.А. Стребелевой) , (психолого-педагогическое Г.В. Пантюхиной, качественного обследование К.Л. Печоры, описания и с Э.Л. Фрухт., количественной интерпретации психологических достижений возраста; - психологической экспертизы, предметом которой стало изучение различий в психическом развитии детей, развивающих условиях среды, формах и методах обучения; - наблюдение за поведением детей в обычных и экспериментальных условиях; - экспериментальное обучение для сбора информации об особенностях и темпе усвоения нового; - анкетирование родителей по вопросам воспитания и обучения, социальных и педагогических потребностях; - структурированной беседы с родителями о проблемах и успехах в воспитании и психическом развитии ребенка; - клинико-экспертный метод (анализ сведений медицинской документации о состоянии здоровья детей и эффективности комплексной реабилитации); - аналитический; - методы математической и статистической обработки данных.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)