Каким может быть отношение матери к своему сложному ребенку?
Во-первых, это может быть отношение к нему как к сверхценности, единственному смыслу жизни. Мать готова всю себя посвятить ребенку, все ему отдать. Жизнь становится служением.
Во-вторых, это может быть отношение как к своему несчастью, жизненному краху, Божьей каре. Такая мать чувствует, что она оказалась жертвой жизненных обстоятельств, у нее нет будущего, она уже никогда не будет свободной и счастливой.
В-третьих, отношение к ребенку может быть амбивалентным, противоречивым. Его валентность может меняться с положительного на отрицательное и наоборот, в зависимости от уточнения диагнозов, успешности реабилитации, лекарственных прогнозов, личных проблем, и тому подобное.
И наконец, материнское отношение к ребенку с особыми потребностями может быть продуктивным, конструктивным. Именно таким является безоценочное принятие реальности.
Психологическое пространство ребенка, пространство значимых отношений с ближайшим семейным окружением чаще всего строится в соответствии с доминирующим материнским отношением. Психологическое время также испытывает на себе влияние этого базисного фактора.
Первый тип пространства можно назвать зависимым. Ребенок чувствует себя единственным центром и своего, и материнского жизненных миров, центром Вселенной, вокруг которого вращается жизнь всей семьи. Он необходим на ранних возрастных этапах становления детской личности, но в старшем дошкольном и особенно в младшем школьном возрасте существенно задерживает развитие.
Родители, которые формируют у ребенка зависимость от себя, зачастую не делают этого сознательно. Они просто не видят близких отношений другого плана. Почувствовав доверие к консультанту, родители и ему скажут: «Вы наша последняя надежда». Такие заявления являются откровенным желанием в очередной раз установить привычную для себя зависимость.
Ребенок не может выделить своего собственного «Я», и время его жизни замедляется, тормозится. Инфантильно-зависимое пространство имеет достаточно прозрачные границы для материнских воздействий. Именно поэтому при построении стратегии консультационных работ в этом случае следует начинать с постепенной переориентации матери на адекватное отношение к ребенку и к собственной роли в его жизни. А на следующем этапе уже можно создавать условия для опосредованного, именно из-за матери, влияния на самого ребенка, направленного на формирование у него большей уверенности в себе, независимости и самостоятельности.
Второй тип пространства - кризисный. Матери слишком больно думать о неполноценности своего ребенка, постоянно сравнивать его со сверстниками. Она растеряна, чувствует собственную беспомощность. Сказываются отдаленные последствия кризиса, связанного с детским диагнозом. Поэтому она отвлекается, забывает, вытесняет горькие чувства, пытаясь заполнить свою жизнь каким-то иным содержанием. Ей кажется, что она делает все возможное для ребенка, ухаживая, излечивая, кормя ее. Но эмоционального принятия, веры в своего ребенка, спокойной уверенности в будущем ей хронически не хватает.
У ребенка соответственно фиксируется тяжелое состояние отчужденности, нежелательности, незащищенности, подавленности, его психологическое пространство имеет жесткие, непрозрачные границы. И в этом случае психологическое консультирование должно быть, с одной стороны, направленным на длительную индивидуальную работу с ребенком, а с другой, отдельно с матерью.
В консультационной работе с родителями происходит постепенная переинтерпретация жизненных обстоятельств, решается давняя кризисная ситуация. В то же время, психолог устанавливает с ребенком доверительные отношения безоценочного принятия. Атмосфера полной эмоциональной безопасности, которая царит во время игровых занятий, занятий с использованием определенных техник, совместного выполнения творческих упражнений, элементов телесно-ориентированной психотерапии и т.д., помогает постепенной конструктивной перестройке психологического пространства, возникновению нового отношения к времени своей жизни, к настоящему и будущему.
Третий тип пространства, в котором живет ребенок с особыми потребностями - это пространство противоречивое, амбивалентное. Например, в пределах одной семьи мать или бабушка имеют сверхценное отношение к своему ребенку, а отец отстраненное. Он обеспечивает семью материально, но не имеет свободного времени - ни для поддержки жены, ни для своего ребенка. Еще хуже, когда мать (особенно в неполной семье) относится к своему ребенку непоследовательно амбивалентно, то предоставляя ему максимум внимания, «перекармливая» его заботой, то, как бы забывая о нем, переключаясь на личные проблемы, пытаясь устроить свою жизнь.
Чтобы родители могли понять, как их противоречивое отношение к ребенку влияет на его развитие, целесообразно семейное консультирование, а порой и долговременная групповая психотерапия. Если несколько таких семей собираются вместе и обсуждают свои проблемы, решают проективные задачи, инсценируют типичные сцены из семейной жизни и т.д., они облегчают друг другу понимание того, что происходит в жизненном мире их детей. В групповых дискуссиях совместно вырабатываются новые варианты отношения к больному ребенку, новые, более продуктивные способы взаимодействия с ним.
Некоторые игровые формы занятий желательно проводить в родительской психотерапевтической группе совместно с детьми, производя, оттачивая новые формы проявления отношения взрослых к детям. В то же время, психолог работает с детьми индивидуально, помогая им преодолеть недоверие к своим непоследовательным, непрогнозируемым родителям, сформировать устойчивое, более надежное пространство значимых отношений.
Продуктивное психологическое пространство в детском жизненном мире формируется на основе безоценочного материнского принятия. Ребенок чувствует себя желанным и защищенным, и поэтому ему не нужно строить жесткие, непрозрачные границы. Он открыт для новых контактов, для доброжелательного общения.
В то же время, ребенок не чувствует себя единственным центром Вселенной, вокруг которого вращается жизнь семьи. Он понимает, что у матери и отца есть жизнь, интересы. Взрослые не несчастные страдальцы, они не жертвы его заболевания. Следовательно, и он не жертва. Атмосфера доверия и взаимоуважения становится прививкой против излишней зависимости от матери или человека, который ее заменяет.
Решая для себя, нужно ли обратиться за помощью к консультанту, родители должны знать, что не только долговременная, но и кратковременная работа с психологом ощутимо сокращает количество визитов к врачам. Известно также, что даже если родители будут обращаться к психологу раз в месяц или даже раз в два-три месяца после цикла кратковременных занятий, это будет поддерживать положительные результаты.
Родителям ребенка с особыми потребностями желательно помнить, что их главное задание не путать собственный жизненный мир с миром своего ребенка, не поощрять лишней интерференции. Вера в своего ребенка, в его будущее, уважение к его потребностям, желаний, планов, действий помогают развитию детской инициативы.
Очень важно не культивировать в себе чувство вины по поводу детского заболевания, даже если для этого есть основания. Поэтому не стоит углубляться в прошлое, которое уже невозможно изменить, а жить настоящим, в котором есть возможность изменений. Психологу-консультанту, работая с родителями, часто приходится иметь дело с этим уже хроническим чувством. Поэтому, если не удается избавиться от него самостоятельно, лучше, вовремя обратиться к специалисту, ведь ощущение родительской вины крайне негативно влияет на развитие ребенка.
Необходимо также сосредоточить внимание взрослых на отношении к себе, начиная с отношения к собственному телу, внешности, здоровью. Глубинным основанием самопринятия, без которого не может быть полноценного принятия своего ребенка, является позитивное «Я физическое», приемлемый для себя образ своего тела. Поняв, что в этой сфере есть проблемы, также предпочтительно обратиться к специалисту, посетить группы телесно-ориентированной психотерапии.
Перерастание инфантильной зависимости от родителей благодаря доверительным отношениям, созданию зоны личностного развития постепенно актуализирует у ребенка потенциал создания собственной жизни. Потребность в личностном росте, которая заложена в каждом человеке, гораздо более мощная, чем нам кажется. Благодаря этой потребности ребенка двигаться, не останавливаться, проявлять все свои стремления, развивать способности, можно компенсировать определенную неполноценность, найти новые пути для саморазвития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)