Жизненные этапы развития ребенка с инвалидностью
Цель: предоставить участникам представление об особенностях жизненных сценариев детей с инвалидностью при различных степенях их зависимости от окружающих.
В ходе проведения:
- Предоставить информацию по определению основных составляющих полноценного образа жизни в форме мини-лекции.
- Предоставить информацию относительно стиля жизни лиц с инвалидностью и особенностей жизненных сценариев людей с инвалидностью в форме интерактивной лекции.
- Определить в групповой дискуссии условия, при которых жизненный стиль человека с инвалидностью может быть комфортным.
- Сделать выводы по поводу темы, которая обсуждается: человек с физическими или психическими недостатками имеет стиль жизни, который нельзя считать комфортным, но адекватная помощь ближайшего окружения может существенно улучшить весь жизненный сценарий ребенка с инвалидностью. На создание и изменение в жизненном сценарии ребенка с инвалидностью непосредственно влияет характер и обстоятельства развития ребенка.
Организация жизни детей с инвалидностью в семье: структурирование времени и пространства, выработка адаптивных навыков и положительных стереотипов безопасного поведения у таких детей
Цель: предоставить базовые знания по выработке у детей с инвалидностью безопасных для его личности и окружающих стереотипов поведения в повседневных ситуациях и в соответствии с его индивидуальными возможностями и предпочтениями.
В ходе проведения:
- Предоставить информацию о принципах нормализации жизни ребенка с инвалидностью в вопросе организации его бытовой жизни, пространства и времени, в форме мини-лекции.
- Провести практическую работу в группах. Выполнить задание «Разработать план комнаты ребенка с инвалидностью»: например, с тяжелой формой детского церебрального паралича и необходимостью применять коляску - для первой группы, со слепотой - для второй группы, с аутизмом - для третьей группы. Обсудить результаты задачи в групповой дискуссии.
- Провести практическую работу в группах. Выполнить задание «Составить режим дня для ...»: например, для 4-летнего ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания - для первой группы, для 8-летнего ребенка с органическим психофизическим инфантилизмом - для второй группы, для 14-летнего ребенка с тяжелой формой детского церебрального паралича - для третьей группы. Обсудить результаты задачи в групповой дискуссии.
- Обсудить в групповой дискуссии на основе собственного опыта участников важность осознанной организации бытовой жизни ребенка с инвалидностью.
- Предоставить информацию о путях формирования и закрепления адаптивных навыков у ребенка с инвалидностью в форме интерактивной лекции.
- Обсудить в групповой дискуссии на основе собственного опыта участников оптимальные пути выработки адаптивных навыков поведения у детей с инвалидностью.
- Предоставить информацию о путях формирования у ребенка с инвалидностью положительных, безопасных для человека и окружающих стереотипов поведения в повседневных ситуациях, согласно с его индивидуальными возможностями и предпочтениями.
- Обсудить в групповой дискуссии на основе собственного опыта участников оптимальные пути формирования у ребенка с инвалидностью положительных, безопасных для его личности и окружающих стереотипов поведения в повседневных ситуациях
Социально-психологические аспекты функционирования семьи, взявшей на воспитание ребенка с инвалидностью
Функционирование семьи, детско-родительские отношения и их особенности при устройстве в семью ребенка с инвалидностью
Цель: активизация знаний о возможностях обеспечения потребностей и благополучия ребенка с инвалидностью исключительно при осознанном отцовстве в условиях адекватного семейного функционирования при наличии эффективного взаимодействия в отношениях ребенка и родителей. Понимание влияния межличностных отношений в семье как основы развития личности ребенка с инвалидностью и особенностей личностного развития ребенка, имеющего психические или физические недостатки.
В ходе проведения:
- Предоставить информацию о значимости семейной среды в развитии здорового ребенка и ребенка с инвалидностью в форме интерактивной лекции.
- Предоставить информацию об особенностях осознанного отцовства, функционирования семьи и детско-родительских отношений и их особенностей при устройстве в семью ребенка с инвалидностью в форме интерактивной лекции.
- Предоставить информацию о теории привязанности и причинах возникновения и проявления расстройств привязанности в форме интерактивной лекции.
- Сделать выводы по поводу темы, которая обсуждается: реализация потребностей ребенка происходит только в семье, которая эффективно (нормально) функционирует, благодаря хорошему (эффективному) взаимодействию между ребенком и родителями; хорошее взаимодействие между ребенком и родителями имеет определенные конкретные характеристики (информированность о состоянии ребенка, взаимность при общении с ребенком, стимуляция развития ребенка, развитие автономности и самостоятельности ребенка, эмоциональный тон отношений), которые можно понять и улучшить; это позволит родителям эффективнее функционировать и обеспечить здоровье ребенка; понимание путей возникновения расстройств привязанности дает возможность эффективно корректировать такие проявления за счет изменений в контакте ребенок - родители.
Психологическая подготовка семьи и ближайшего окружения к приходу в семью ребенка с инвалидностью и особенности вхождения, адаптации такого ребенка в семью
Цель: осознание участниками особенностей вхождения ребенка с инвалидностью в новую семью и стадий переживания кризиса по поводу необратимых качественных изменений в жизни всей семьи, возникающих при этом, путей преодоления этих жизненных трудностей.
В ходе проведения:
- Предоставить информацию об особенностях вхождения ребенка с инвалидностью в новую семью и стадий переживания кризиса по поводу необратимых качественных изменений в жизни всей семьи.
- Обсудить вместе с группой (с учетом собственного опыта участников) возможные пути преодоления «кризиса вхождения» ребенка с инвалидностью в семью.
- Предоставить информацию о процессе адаптации ребенка в новой семье.
- Обсудить вместе с группой возможные препятствия в процессе вхождения ребенка с инвалидностью в новую семью и определить вместе с участниками эффективные механизмы преодоления этих трудностей.
Сделать выводы по поводу темы, которая обсуждается: процесс вхождения ребенка с инвалидностью в новую семью, его адаптация к образу жизни семьи (требованиям, возможностям), поведению всех ее членов, требует от родителей пристального внимания при воспитании ребенка с особыми потребностями в преодолении жизненных трудностей, необратимых качественных изменений, которые возникают в жизни всей семьи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)