Комплекс психодиагностических тестов для оценки собственных возможностей
На базовой станции «Профконсультация» специалистами центра занятости по профессиональной ориентации безработному предлагается комплекс психодиагностических тестов, с помощью которых он может оценить собственные ресурсы для достижения цели - трудоустройство по профессии: личностные качества и профессиональные знания («Могу»). Если у безработного имеются нужные качества личности и профессиональные знания, происходит согласование составляющих «Хочу» - «Могу» - «Нужно» и он способен принять эффективное решение относительно своего трудоустройства. Если результаты оценки необходимых качеств являются неудовлетворительными или безработный разочаровывается в предварительно выбранной профессии, он может выбрать другие виды профессиональной деятельности в «Банке альтернатив» на базовой станции «Профинформация», в которую он возвращается. Среди предложенных альтернатив есть и варианты по само-занятости, открытия собственного дела, и в случае их избрания на станции «Профконсультация» специалист центра занятости помогает безработному оценить его реальные возможности в этом направлении.
В случае, когда личностные качества безработного являются подходящими для выбранной профессии, но ему не хватает профессиональных знаний, он может ознакомиться с реальными возможностями их получения на базовой станции «Профобучение», получив информацию как косвенно, так и при непосредственном общении с представителями учебных заведений. Проверить свои способности к выбранной профессии, убедиться в выборе на станции «Профобучение» можно благодаря «стажировке на рабочем месте» - участия в мастер-классе по выполнению определенных профессиональных действий (например, обработать деталь, сделать прическу, покрасить поверхность, замесить тесто и т.д.). Такое выполнение определенных профессиональных ролей позволяет более четко осознать собственные предпочтения и оценить возможности, чтобы принять более взвешенное решение по трудоустройству. На этой же станции есть возможность непосредственного общения с работодателями, получения видеоинформации о предприятии. Если безработный убеждается в правильности своего профессионального выбора - опять-таки происходит согласование составляющих «Хочу» - «Могу» - «Нужно», и он может целенаправленно решать вопросы трудоустройства. Если же он разочаровывается в выборе - возвращается к базовой станции «Профинформация» к выбору альтернативных вариантов. Формат мероприятия позволяет с его помощью оптимизировать не только представление о желаемой профессии и свой трудовой потенциал соискателей, но и сформировать положительное впечатление работодателей в отношении представителей социально уязвимых групп населения как перспективных работников, важного ресурса рабочей силы. То есть, если сопровождение участников между станциями осуществляется специалистами по профессиональной ориентации при активной поддержке безработных центра занятости, то специалисты сектора по работе с работодателями на этих же станциях работают с представителями предприятий, помогая работодателям преодолеть социальные стереотипы и подобрать нужных работников.
В процессе данного профориентационного мероприятия также есть возможность:
• получения бесплатной юридической консультации по обеспечению равных прав на рынке труда, необходимых документов для открытия собственного дела, предотвращения эксплуатации и тому подобное;
• общения с представителями фондов, общественных организаций;
• получения бесплатной психологической консультации и психологической помощи;
• получения важной социальной информации (контактные данные учреждений бытового обслуживания, профессионального обучения, данные об актуальных вакансиях, координаты социальных служб, волонтерская помощь и т.д.).
Целью кадрового обеспечения службы занятости по предоставлению социальных услуг инвалидам является подготовка компетентных специалистов, способных эффективно работать с людьми, которые имеют особые потребности.
Составляющими профессиональной компетентности кадров службы занятости, которые предоставляют социальные услуги инвалидам, должны быть:
• концептуальная (научная) компетентность - понимание теоретических основ профессии, профессиональные знания, необходимые для организации эффективного процесса предоставления социальных услуг инвалидам и оценки его результативности;
• владение базовыми профессиональными навыками психологии и социальной работы;
• интегративная компетентность, то есть, способность сочетать теоретические знания с их применением на практике в процессе решения задачи предоставления службой занятости социальных услуг лицам с особыми потребностями и ограниченными возможностями;
• концептуальная компетентность как понимание особенностей социальной, экономической, культурной среды, социального окружения инвалида, которая влияет на формирование его личностных качеств, мотивационных установок на профессиональное обучение и трудоустройство, а также потребностей рынка труда и требований работодателей;
• адаптивная компетентность - умение быстро реагировать на изменение ситуации относительно инвалидов на рынке труда, предвидеть возможные изменения, быть готовым к ним, настроенным на принятие положительных творческих решений в новых условиях, владеть инновационным мышлением;
• компетентность в межличностной коммуникации - не только умение эффективно пользоваться вербальными и невербальными средствами коммуникации, а, прежде всего, способность эффективно сотрудничать с работодателями, социальными службами, общественными организациями по вопросам профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;
• владение навыками общения с людьми, которые имеют физический и (или) умственный дефект, умение устанавливать с ними оптимальную дистанцию, налаживать межличностные отношения для достижения главной цели - предоставление инвалидам профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечение их трудоустройства и реальной конкурентоспособности на рынке труда.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)