Условия для обеспечения потребностей занятости людей с инвалидностью
Несмотря на то, что на открытом рынке труда еще недостаточно условий для обеспечения потребностей занятости людей с инвалидностью, все большую актуальность приобретает тенденция содействия переходу инвалидов от защищенной (на специализированных предприятиях) занятости к занятости на открытом рынке труда (на обычных предприятиях). Еще одним, достаточно распространенным во многих странах ЕС, вариантом занятости инвалидов является занятость на социальных предприятиях - то есть, в кооперативах, на предприятиях организаций инвалидов (общества слепых, глухих и т.д.), в обществах с ограниченной ответственностью, промышленных обществах и обществах взаимопомощи, зарегистрированных благотворительными учреждениями. Одной из характерных особенностей социальных предприятий является то, что они производят такие товары или предоставляют такие услуги, в выработке или в предоставлении которых не очень заинтересован ни государственный, ни частный сектор (стирка белья розничная торговля в больницах и общественных центрах; реклама товаров и услуг по телефону и т.п.). Однако, на таких предприятиях люди с инвалидностью получают оплачиваемую работу, им оказывается необходимая поддержка в процессе работы, что, соответственно, обеспечивает их интеграцию в трудовую сферу.
На обеспечение социальной защиты и максимально полной интеграции лиц с особыми потребностями в экономическую и общественную жизнь, созданию для них равных возможностей достичь одинакового с другими гражданами страны уровня жизнедеятельности, в том числе в сфере доходов, здравоохранения, образования, занятости и т.д., направлено создание общественных организаций инвалидов. Такие организации посредством создания собственных социально-ориентированных предприятий обеспечивают лиц с инвалидностью рабочими местами и, таким образом, способствуют их привлечению к общественно полезной деятельности.
Чаще всего возможностью работать на дому пользуются специалисты по компьютерным технологиям. Для лиц с ограниченными возможностями жилая среда может служить базой трудовой деятельности, когда организуется надомный труд, на дому оборудуется специальное рабочее место инвалида. Надомная работа выгодна и для работодателя как такая, которая не требует значительных затрат на аренду и содержание помещения.
В этом контексте перспективным представляется развитие различных форм само-занятости людей с инвалидностью, особенно таких, которые осуществляются по месту жительства. Существуют многочисленные примеры того, как люди с инвалидностью, несмотря на тяжесть инвалидности, сложную экономическую ситуацию в регионе и множество других препятствий, успешно защитили свою трудовую занятость путем само-занятости. Само-занятость является одной из приоритетных форм занятости для инвалидов, имеющих проблемы передвижения, недостаточность возможностей коммуникации, проявления аутизма и т.п., позволяя им стать активными субъектами рынка труда, полноценными членами общества, способствуя гармонизации развития и реализации личностного потенциала.
Профессиональная самореализация инвалидов в контексте обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда
Инвалидность - это и ограничения конкретного индивида из-за нарушения его здоровья, что мешает оптимальной социализации, и вместе с тем - сложное социальное явление, которое зависит от многих социально-экономических и гигиенических факторов, состояния производственной и внешней среды, развития здравоохранения , демографических процессов и т.д.
То есть, благодаря психологическому феномену, известному под названием «внутренняя картина болезни», суть которого заключается в личностном восприятии заболевания, его индивидуальной «психологической модели», одна и та же болезнь у каждого пациента протекает по-разному, и у одних лиц не становится помехой активной социальной жизни, а у других вызывает последствия, которые приводят к инвалидности. В общем, лицам с ограниченными возможностями присущи такие социально-психологические проблемы, как:
• недостаточная реализация навыков общения;
• низкий уровень нервно-психической устойчивости;
• неадекватная самооценка;
• высокий уровень притязаний, стремление компенсации;
• негативное восприятие окружающих людей;
• агрессивность;
• чрезмерная застенчивость.
К наиболее типичным медико-психологическим проблемам лиц с ограниченными возможностями относятся астенические проявления и нарушения невротического круга.
Доминирующим фактором профессионального обучения являются знания, но сами по себе они являются категорией пассивной, являясь основой умений, относящихся к психомоторной сфере. Умения изначально несут в себе соответствующие знания. При подходе компетентности и деятельности важным фактором становятся когнитивные и аффективные навыки - анализ, синтез, сопоставление, обобщение, принятие решений и т.п., благодаря которым происходит оперирование массивом теоретических знаний и обеспечивается их переход из пассивного состояния в плоскость активных действий. Кроме того, профессиональная компетентность включает в себя не только интеллект и способности, позволяющие достигать личностно значимых целей профессионального становления, она также охватывает и внутреннюю мотивацию к профессиональному развитию, что позволяет включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность и тому подобное. Однако это требует определенного уровня личностного развития и социальной активности, что для лиц с инвалидностью может оказаться достаточно сложным вопросом. В частности, исследования позволили выявить специфический аспект коммуникативных проблем, свойственных лицам с инвалидностью, не имеющим нозологической специфичности и, которые характеризуются прежде всего своеобразной эгоцентричной моделью социального поведения. Кроме того, что для инвалидов обычно свойственно определенное отдаление от практически здоровых людей, им трудно понять потребности других - не только рядовых лиц, но и таких же инвалидов, особенно если их заболевание относится к другой нозологии. Именно эта эмоциональная недостаточность, неумение и нежелание сочувствовать, неготовность прийти на помощь другому человеку, находящемуся в таком же, а то и худшем положении, основная психологическая проблема, которая мешает адекватной и успешной социализации лиц с инвалидностью. Итак, стоит провести углубленные исследования этого феномена для того, чтобы выявить его источники и найти способы коррекции указанных недостатков. Это будет способствовать гармонизации личности и повышению результативности процесса социальной реабилитации инвалидов.
В общем, целью содействия профессиональной самореализации людей с инвалидностью является достижение ими достойного качества жизни.
Более сложными аспектами, связанными с временем, являются наличие разногласий между ожиданиями и достижениями человека, а также влияние продолжительности заболевания на субъективную оценку качества жизни. Поэтому обоснована современная тенденция перехода от чисто медицинской к комплексной психосоциальной модели оказания помощи хроническим больным. Именно такой подход, который построен на содействии удовлетворению основных потребностей пациента в его физическом, психическом и социальном здоровье, позволяет благодаря гармонизации влияния на все эти составляющие достичь максимальной интеграции лиц с заболеваниями, приводящими к инвалидности, в общественную жизнь.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)