Стоит ли внедрять новые практики образования?
Фокусируя внимание на вопросах образования людей с особыми потребностями, ответ однозначно - да, необходимо внедрять новые методики. Часто специалисты пользуются не только устаревшими методиками, но и «отжившими» инструментами (например, логопедический шпатель большинство западных специалистов видели только в учебниках, изучая историю логопедии). Еще недавно, а возможно и сегодня в университетах преподается наука о дефекте - дефектология. В то же время, в большинстве цивилизованных стран мира гуманизируют терминологию и делают все возможное для того чтобы избежать стигматизации людей с особыми потребностями. Большое количество детей проживают в интернатах различных профилей, вдали от семьи или вообще без нее.
Последствиями внедрения новых методик станут:
- ученики с лучшими знаниями и жизненными навыками;
- родители, довольные успехами своих детей;
- обучение для детей, которые считались «такими, которые не подлежат образованию»;
- успешные учителя и другие специалисты, работающие с лицами с особыми потребностями;
- отсроченные изменения в обществе в целом (рост толерантности по отношению к неполноценным лицам, практическое выполнение законодательных статей относительно доступности образования для всех без исключений).
Конечно, новые практики в образовании не сделают мгновенного чуда, но это будет серьезный толчок к изменению подхода в обучении, который будет иметь немедленные и пролонгированные последствия. Кроме того, есть возможность воспользоваться только положительным опытом западных коллег и избежать сделанные ними ошибки.
Будут ли работать западные методики в нашем государстве?
Принимая во внимание пример методик, прошедших апробацию в США, ответ на этот вопрос будет положительным. США является мультикультурной и мультинациональной середой, что часто учитывается в ходе исследований. То есть выборки испытуемых составляются без учета цвета кожи, религиозной или культурной принадлежности. А это значит, что апробированные методы имели положительный эффект на людей разных национальностей.
Как быстро можно использовать методики?
Для корректного и адекватного использования методик необходимым компонентом является репликация исследований с повторением положительного результата. То есть простого перевода на родной язык недостаточно. Существуют методологические и правовые аспекты валидизации методики в стране. Процесс требует привлечения учителей, исследователей, представителей официальных органов. Однако принципы и основные идеи методик можно использовать уже сегодня.
Смогут ли доказательные практики стать доминирующими в системе образования?
Объективных причин для отказа от эффективных и современных методик нет. Однако ответ на этот вопрос должны дать представители образования и органов, несущих ответственность за учебные программы. Вероятно также, что родители лиц с особыми потребностями, многочисленные неправительственные организации и прогрессивные специалисты окажут на власть давление и будут требовать изменений в учебных программах подготовки специалистов, для детей с проблемами развития и др.
В любом случае, изменения придут, поддержанные той или иной стороной (например, масштабные образовательные проекты при поддержке мировых или европейских благотворительных фондов).
Доказательные методики или практики - это реальная и актуальная перспектива развития области образования лиц с особыми потребностями. Эффективность таких практик значительно выше, чем тех, результаты воздействия которых не были подтверждены в ходе исследований. Для подтверждения или идентификации метода как доказательного используется однообъектный дизайн исследования. Особые характеристики и критерии однообъектного подхода делают его исключительно подходящим для использования в сфере образования. На сегодняшний день существуют информационные ресурсы, содержащие данные об уже подтвержденных и перспективных доказательных методиках. Внедрение новых образовательных методик будет иметь значительное положительное влияние на пользователей и работников этой отрасли.
Несмотря на то, что основные решения принимаются официальными лицами, родители, неправительственные организации, прогрессивные специалисты могут и будут оказывать влияние на изменение нынешнего положения дел в области образования людей с особыми потребностями. Все изменения, происходящие в сфере образования таких лиц, должны, прежде всего, исходить из интересов самого человека и направляться на улучшение качества его жизни.
Гиперкинетическое расстройство
Поведение детей с гиперкинетическим расстройством позволяет подозревать у них наличие дефицита выборочного внимания, однако результаты психофизиологических исследований свидетельствуют, что легкость отвлечения не является специфической для этого расстройства. Значительная часть посторонних раздражителей мешает большинству детей с гиперкинетическим расстройством при выполнении академических упражнений не в большей степени, чем их сверстникам. Из этого правила есть два исключения, весомых для клинической практики: дети с гиперкинетическим расстройством отвлекаются больше других на яркие и привлекательные «стимулы - реакции»; они больше, чем другие отвлекаются на постороннюю информацию, присутствующую в монотонных задачах, которые они выполняют длительное время. Например, игра с клавишами компьютера может для них быть интереснее, чем информация на экране монитора. Легкость отвлечения может быть обусловлена высоким или низким интеллектом ребенка. В первом случае академические задачи в школе могут быть слишком легкими, во втором - слишком сложными и неинтересными для ребенка.
Ключевым нарушением внимания при гиперкинетических расстройствах является нарушение бдительности (способности сконцентрировать внимание и удерживать сосредоточенность). Никто из детей не любит заниматься неинтересными для них упражнениями, однако они могут это делать, если надо. Дети с гиперкинетическим расстройством не могут длительное время выполнять такую задачу, даже если хорошо мотивированы на успешную деятельность. Абсолютные нормы устойчивости внимания отсутствуют. Однако существуют ориентировочные показатели, которые можно использовать при диагностике нарушений.
Социальная терапия
Социальная терапия - система специально организованных социальных воздействий на ход психического расстройства и обусловленные им нарушения социального функционирования в семье, среде сверстников, учебном заведении с целью социальной реинтеграции и психологического благополучия ребенка.
Социальные вмешательства должны строиться на принципах оперантного предопределения: позитивного социального подкрепления путем предоставления координирующего внимания, поощрения, корректирующего обучения и воспитания в процессе совместной деятельности и устранения отрицательного подкрепления путем игнорирования нежелательных форм поведения и реагирования.
Социальная терапия детей с гиперкинетическими расстройствами является неотъемлемой частью их программно-целевого обслуживания и должна включать ряд обязательных модулей.
- Тренинг родительской компетенции (родительский тренинг). Тренинг родительской компетенции:
- достижение понимания родителями проблем ребенка;
- избавление от чувства вины за его расстройства;
- формирование навыков предупреждающего управления поведением;
- улучшение навыков составления соглашений и повышение эффективности требований, реагирования на проявления вызывающего поведения, планирования мероприятий, направленных на коррекцию нарушенной самооценки;
- формирование ответственности за поведение в проблемных ситуациях.
- Тренинг педагогической компетенции (учительский тренинг). Тренинг педагогической компетенции - обучение преподавателей, психологов и воспитателей планированию и применению эффективных воспитательных подходов в детских садах и школах:
- предупреждающее управление поведением (формирование правил, адаптация учебных задач, регулирование учебной нагрузки, организация помощи со стороны сверстников);
- формирование мероприятий реагирования на вызывающее поведение (подкрепления с помощью жетонной системы поощрений, совершенствование способов наказания);
- коррекции нарушений самооценки, повышение независимой роли в проблемных ситуациях, повышение навыков соблюдения форм и эффективности требований.
Критерии качества лечения
Критерии качества оказания медико-социальной помощи детям с гиперкинетическими расстройствами предусматривают оценивание:
- соблюдение правовых процедур оказания медицинской помощи;
- недопущение дискриминации детей при предоставлении им медицинских, образовательных, социальных услуг;
- обеспечение оказания помощи в максимально не стигматизирующих условиях;
- удовлетворенность семей пациентов;
- доступность для ребенка предусмотренных клиническими протоколами базовых медицинских, специализированных медицинских и образовательных услуг;
- своевременность предоставления предусмотренной законодательством социальной помощи;
- наличие ранней (от 5 до 8 лет) предварительной диагностики;
- ранняя (до 8 лет) социальная терапия;
- выполнение диагностической программы в соответствии с определенными в протоколе процедурами.
Условия, в которых должна предоставляться медицинская помощь
Медицинская помощь детям с расстройствами общего развития должна предоставляться детскими психиатрами и коррекционными педагогами (логопедами) в максимально дестигматизированных условиях, преимущественно амбулаторно по месту жительства. Для оказания высокоспециализированной психиатрической, психотерапевтической и коррекционно-педагогической помощи детям в возрасте от 2 до 9 лет целесообразным является создание специализированных реабилитационных центров. При отсутствии специализированных реабилитационных центров для проведения комплексного обследования, разработки программ лечения возможна госпитализация на психиатрические койки дневных стационаров. Высокоспециализированная психиатрическая и коррекционно-педагогическая помощь детям с IQ ниже 35 может предоставляться в реабилитационных центрах Министерства труда и социальной политики, детям с IQ 35-70 - в учебных заведениях, подчиненных Министерству науки и образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)