Внедрение инклюзивного образования
Категория «инклюзивное образование» является новой и не совсем понятной для общества. В течение длительного времени в стране считалось, что детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями стоит учиться в специализированных образовательных учреждениях.
Общеобразовательные учреждения были для них закрытыми и, как следствие, отсутствие опыта взаимодействия с особой категорией людей породило ряд дискриминации в государстве. Люди с особыми образовательными потребностями до сих пор остаются дома в четырех стенах и имеют так называемое «индивидуальное обучение». Не все ученики общеобразовательных школ знают, как себя вести рядом с особым учеником, взаимодействовать с ним и довольно часто проявляют дерзость, неуважение, игнорирование, угнетение и жалость. Такая модель взаимодействия неэффективна, особенно, когда речь идет сегодня о стремлении стать страной, где каждый должен иметь свободный доступ к образованию и возможность приобщиться к жизни страны, а не наблюдать за всем из окна дома, с которого не может выйти, поскольку пользуется коляской, или добраться до школы.
Исследования ученых свидетельствуют, что наблюдается значительный прогресс в психическом развитии ребенка с инвалидностью, когда он находится в группе здоровых сверстников. Тенденция к подражанию и копированию моделей поведения детьми с инвалидностью своих здоровых сверстников способствует их эффективной интеграции в академическую среду школы или вуза. Поэтому на сегодняшний день вопрос инклюзии (включения) детей с инвалидностью беспокоит не только родителей детей, но и привлекает внимание ученых.
Для того, чтобы избежать вышеупомянутых барьеров следует проводить просветительскую работу с родителями, учениками и учителями, что поможет избавиться мифов и стереотипов, царящих в нашем обществе.
Просветительская работа психолога позволит изучить отношение учащихся к людям с инвалидностью и к идее правительства по внедрению инклюзивного образования, а серия тренинга «Равные возможности - равные права» сформировать представление об инклюзивном образовании у старшеклассников:
- До проведения просветительской работы практическим психологом у старшеклассников сформировано представление по принципу, что детям с ограниченными возможностями следует учиться в специализированных учебных заведениях. Старшеклассники ассоциировали детей с инвалидностью с инвалидами, сожалением и сочувствием. Отсутствует понимание у учащихся что собой представляет инклюзивное образование.
- После проведения просветительской работы психолога, старшеклассники определяют категорию «инклюзивное образование» и свое отношение к людям с инвалидностью выражают через идеи равенства и равных возможностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)