Доверие как основа для успешного инклюзивного образования
Установить доверие непросто. Оказывается, между родителями здорового ребенка и родителями «особого» есть, по мнению последних, большая дистанция. Если у специалиста есть ребенок с проблемами, это часто облегчает понимание и формирует доверие.
Главная задача психолога, социального педагога в работе с семьей заключается в том, чтобы родители с его помощью смогли увидеть реальную перспективу развития своего ребенка, определили возможные трудности социального развития, которые возникают в определенные возрастные периоды, а также определить свою роль в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Кроме того, психолог должен помочь родителям в корректной и тактичной форме избавиться от иллюзий в плане будущего ребенка. Вместе с тем, психолог должен усилить веру родителей в возможность и перспективы развития ребенка, в том, что правильно организованное коррекционное влияние позволит оптимизировать дальнейшее интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные консультации;
- индивидуальная психотерапия;
- группы общения родителей;
- групповая психотерапия;
- игровые родительские группы;
- родительско-детские группы;
- совместная подготовка и проведение детских праздников и театрально-игровых спектаклей;
- письменные формы преподавания проблемы - родительские сочинения: «Моя проблема», «Мой жизненный путь», «История моего ребенка»;
- родительский кружок «Игрушка своими руками».
Цель всех из перечисленных форм работы - налаживание контакта между матерью (отцом) и ребенком (детьми). Зачем так много различных форм работы с родителями? Для того чтобы мотивировать родителей на совместную работу.
Некоторые особенности развития детей, невозможно вылечить. Усилия всех специалистов направлены, чтобы научить детей жить счастливо, используя свои возможности и возможности окружающих людей. Ребенку легче развиваться, если у него в семье сформировано чувство безопасности. Если ребенок чувствует себя любимым и принятым, если с родителями у него хороший контакт, интеллектуальное, физическое, эмоциональное развитие и социализация происходят гораздо интенсивнее. Меняется даже внешний вид детей.
Если же контакт между матерью (родителями) и ребенком нарушен, ребенку трудно расти счастливым.
Индивидуальные консультации психолога - это то, что вызывает родительский интерес своей новизной. На консультации приходят родители для того, чтобы посмотреть, а что такое «психолог» и чем он может помочь. Родители получают здесь эмоциональную поддержку, совет профессионала-психолога. Другое дело, что же отец будет делать с советом профессионала? В большинстве случаев ситуация «дачи - получения» советов устраивает родителей достаточно долго. И ситуация никак не развивается.
В тех случаях, когда у родителей есть запрос на психотерапию или такой запрос удается сформировать - возможна индивидуальная психотерапия. Если же у родителей нет запроса на реальные изменения себя, своего внутренней, психической жизни, или не удается сформировать запрос, возможными формами работы остаются все остальные, включая групповую психотерапию.
Группы общения привлекательны своей энергией. Здесь объединяются силы многих родителей, каждый вносит свой вклад - родители детей без особенностей могут придать уверенности и спокойствия родителям детей с особыми потребностями тем, что принимают их просто как людей, как друзей. Ведь до сих пор в нашем обществе принято со страхом и отторжением относиться к особым людям и детям. Родители особых детей склонны изолироваться от общества, объединяться в группы, где центром сборки есть особенность ребенка. На группах общения таким родителям удается побыть просто родителем или просто человеком, просто женщиной. С другой стороны, родители детей с особенностями обладают большей душевной чувствительностью, восприимчивостью, чуткостью и способностью сопереживать. И это то, чем они готовы поделиться с родителями обычных детей. Результатами групп общения является социализация родителей детей с особыми потребностями.
Проведение групп родительского общения, направленных на выявление и обработку страхов, агрессии, связанных с неприятием тяжелых заболеваний, социальной изоляции и др. Как показывают опросы, проведенные среди родителей, подобные чувства испытывают в той или иной степени родители всех детей. Группы организованы по запросу родителей, которые обращались за консультациями к психологам. В работе используются следующие методы: лекции, беседы, фольклорные игры, телесно-ориентированные психотехники. Группы родительского общения работают по темам «Страхи», «Чужой, другой», «Особенности взаимодействия детей и родителей», «Особый ребенок и общество», «Различные стили воспитания», «Особенности развития или индивидуальные черты» и т.п.
Мировой опыт помощи таким людям показывает, что наиболее целебной для них является среда людей с такими же проблемами. Здесь они не боятся недоразумения, осуждения, могут выговориться, расслабиться, отдохнуть, решать общие проблемы, поделиться опытом.
Групповая психотерапия может превратиться в группу личностного роста родителей. Если в начале занятий родители жалуются на проблемы своих детей, то постепенно происходит трансформация жизненной проблемы в психотерапевтическую. Отец задает себе вопрос: что нужно изменить в себе, чтобы справиться с моей жизненной проблемой. Результатами групповых психотерапевтических сессий можно назвать «повышение процента личного счастья» родителей. А, как известно, только счастливые люди могут быть счастливыми родителями.
В психоаналитической концепции проводятся группы для родителей с детьми, где практикуется стратегия наблюдения, невмешательства специалиста в отношения матери и ребенка. Имеется в виду, что в благоприятных условиях внимания, тепла, хорошего отношения к ребенку, налаживается контакт между матерью и ребенком. В концепции поведенческой терапии проводятся родительско-детские группы, где инициатором всех игр и занятий является ведущий-психолог. В процессе занятия родители могут взаимодействовать не только со своими детьми, но и с другими детьми и взрослыми. В таких группах вырабатывается навык продуктивного поведения. Предполагается, что, меняясь партнерами-детьми, отец способен заметить, где его стратегия поведения не работает и заменить ее на более успешную.
Группа «Игрушка своими руками» похожа на родительский клуб по интересам. Здесь ведутся разговоры, близкие к жизни, но далекие от психологии. Результат этих групп невербальный. Отец может не знать, что и как сказать своему ребенку, но создать игрушку как символ своего чувства к ребенку. И порой это способствует контакту между матерью и ребенком лучше, чем осознанные отношения и продуманные линии поведения.
Опыт показывает, что практически всем родителям необходима психотерапевтическая помощь. Эта помощь должна предоставляться в самом начале работы индивидуально. Бывает, что 1-3 консультации меняют жизнь в семье в лучшую сторону. Групповая психотерапевтическая работа полезна уже после того, как члены группы пройдут индивидуальные консультации.
В рамках консультативно-коррекционной помощи родителям в решении проблем психолог может использовать такие формы работы:
- Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви.
- Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
- Групповые психокоррекционные занятия «Гармонизация внутрисемейных отношений».
Признаки положительной трансформации:
- образование нового круга общения или выборочное возобновление старых дружеских связей;
- способность к открытому обсуждению своих проблем, пережитого, готовность поделиться опытом, прийти на помощь;
- появление интереса к окружающей жизни, открытие новых возможностей самореализации;
- способность воспользоваться случаем отдохнуть;
- реальная оценка ограничений и возможностей развития ребенка, перспектив его адаптации в социальном окружении, готовность их осуществлять;
- отрицание своей жизни, как мученичества, и определение возможностей быть счастливым.
Психолого-педагогическая поддержка родителей является жизненно необходимой, потому что именно от родителей и их вклада в процесс воспитания и обучения зависит полноценное развитие детей с ограниченными возможностями.
Родители, которые осознают важность своего вклада в процесс социальной адаптации ребенка, имеют творческие резервы и веру, представляют собой мощную силу. Задача специалиста заключается в том, чтобы сублимировать эту силу и направить ее в «правильном» направлении.
Следовательно, проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, потому что только при взаимодействии с семьей, можно помочь ребенку.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)