Основное направление - административно-правовые меры по реабилитации инвалидов
С учетом изложенного, административно-правовые меры по реабилитации инвалидов - это одно из основных направлений деятельности органов публичной власти в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов, которые заключаются в организации и практическом воплощении системы правовых, финансовых, медицинских, трудовых, социально-бытовых и других мероприятий государственного и общественного защиты, направленных на оказание помощи в восстановлении и компенсации нарушенных или утраченных функций организма для адаптации в обществе и материальной независимости этой категории лиц. Реабилитационные мероприятия в отношении инвалидов денежного характера осуществляются компетентными органами публичной власти за счет государственного и местных бюджетов, а
также специально созданных целевых фондов общегосударственного, регионального и местного уровней.
В то же время подавляющее большинство реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов медицинского и социально-обслуживающего характера осуществляется в специальных реабилитационных учреждениях для инвалидов, систему которых можно показать в таком виде- реабилитационные учреждения для инвалидов; специальные и санаторные дома ребенка и дошкольные учебные заведения; специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) учебные заведения системы органов труда и социальной защиты населения; учреждения социального обслуживания инвалидов; санаторно-курортные учреждения.
В соответствии со статьей закона "О реабилитации инвалидов", реабилитационные учреждения, в свою очередь, в зависимости от содержания реабилитационных мероприятий, которые они осуществляют, относятся к таким типам:
- медицинской реабилитации
- медико социальной реабилитации;
- социальной реабилитации;
- психолого-педагогической реабилитации;
- физической реабилитации;
- профессиональной реабилитации;
- трудовой реабилитации;
- физкультурно-спортивной реабилитации.
Система реабилитационных учреждений является более широкой, чем указано в законе «О реабилитации инвалидов », а потому в эту норму следует внести следующие изменения: «реабилитационное учреждение - это предприятие, учреждение, организация независимо от формы собственности, осуществляет реабилитацию инвалидов и детей- инвалидов в соответствии с установленными законодательством государственных норм и стандартов в сфере реабилитации инвалидов».
Независимо от ведомственного подчинения, реабилитационные учреждения инвалидов могут взаимодействовать с местными органами труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования и науки, а также с другими организациями, деятельность которых направлена на реабилитацию инвалидов и детей-инвалидов. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что независимо от формы собственности реабилитационные учреждения могут предоставлять практически одинаковый перечень реабилитационных услуг.
Однако данные социологического опроса свидетельствуют, что 30% III категории респондентов считают неудовлетворительным положение лиц в стационарных учреждениях образовательного, медицинского, социального, реабилитационного обслуживания. В то же время с целью повышения профессионализации и оптимизации обязанностей, численности персонала и т. д. таких заведений необходимо,
во-первых, совершенствование механизма проведения аттестации, прежде всего работников реабилитационных учреждений негосударственной формы собственности и урегулирования вопроса о бесплатном прохождении аттестационного цикла медицинских работников реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов.
Во-вторых, следует усовершенствовать нормативы численности работников реабилитационных учреждений, в том числе реабилитационных учреждений смешанного типа для инвалидов и детей- инвалидов с умственной отсталостью и учреждений постоянного и временного пребывания инвалидов с умственной отсталостью. В третьих провести мониторинг сложности обязанностей, определенных в характеристиках новых профессий работников реабилитационных учреждений, путем их сравнения с аналогичными задачами и обязанностями, определенными в имеющихся квалификационных характеристиках профессий. Также разработать и утвердить квалификационные характеристики профессий работников учреждений и заведений, в которых предоставляются социальные и реабилитационные услуги инвалидам.
Не менее важным является также совершенствование условий оплаты труда персонала учреждений и заведений, в которых предоставляются социальные и реабилитационные услуги инвалидам. Система реабилитации инвалидов, по мнению А. В. Иванова, кроме специальных реабилитационных учреждений, предусматривает еще ряд обязательных элементов - инвалиды, персонал, финансовые ресурсы, нормы права, окружение инвалидов, реабилитационные услуги, средства реабилитации, инновации и т. п.
В то же время реабилитационная деятельность построена на определенных основополагающих принципах, которые можно проследить в отечественном правовом поле: адресность и индивидуальный подход; доступность и открытость; добровольность выбора получения или отказа от предоставления социальных услуг; гуманность; комплексность; максимальная эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств; законность; социальная справедливость; обеспечение конфиденциальности; соблюдение государственных стандартов, этических норм и правил.
Более специализированный вид основ реабилитационной деятельности-
- принцип структурного соответствия - обеспечение рационального изменения одних форм, видов и методов реабилитации инвалидов другими;
- принцип социальной целесообразности - весь комплекс мероприятий по реабилитации инвалидов должен быть направлен на достижение определенного уровня социальной интеграции;
- принцип дифференцированной адресности - создание такой системы льгот и преимуществ, которые обеспечивали бы инвалидам равные возможности реализации всего комплекса прав и обязанностей;
- принцип государственного характера реабилитационного дела - общественные отношения по реабилитации постоянно должны координироваться в зависимости от изменений экономических, политических, правовых и социальных условий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)