Применение административно-правовых мер органами в процессе реабилитации инвалидов
Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов предусматривает комплекс административно-правовых мер, осуществляемых на основе концептуальной государственной политики, а также целевых региональных и местных программ, которые сказываются в создании соответствующих условий для удовлетворения их потребностей в улучшении здоровья, материальном обеспечении, трудовой деятельности и тому подобное.
Указанное свидетельствует, что деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов закономерно рассматривать в ракурсе создания надлежащих условий для адаптации (интеграции) этой категории лиц в общество, которая обеспечивается совокупностью реабилитационных мероприятий. Так, систематический мониторинг этой проблемы Национальной ассамблеей инвалидов показал, что большинство людей привыкло предвзято относиться к инвалидам, считая их неполноценными членами общества. Более того, сегодня такие люди фактически не имеют возможности получить полноценное образование, значительное их количество не имеет семьи и лишены возможности профессиональной деятельности.
Такие обстоятельства побуждают органы публичной власти направлять правовые механизмы урегулирования вопроса инвалидности не только на материальную и финансовую помощь, но и на социальную адаптацию (интеграцию) инвалидов. Эта позиция продиктована также Европейской социальной хартией, согласно которой каждое государство должно «способствовать всесторонней социальной интеграции инвалидов и участия их в жизни общества».
История свидетельствует, что с самого своего рождения человек стремится интегрироваться в окружающую среду для своего выживания и самореализации. В то же время, как существо коллективное, он в этом процессе пытается перенять уклады жизни конкретного общества. Происходит социальная адаптация индивида, которая носит систематический характер и во многом соответствует возрастной периодизации жизни человека. Например, если с раннего детства лицо уже имеет инвалидность, то дальнейшая социальная адаптация становится сложной и не всегда эффективной мерой без своевременного вмешательства.
По официальным данным центральной учебно-воспитательного реабилитационного учреждения «Государственный комплекс социальной реабилитации детей-инвалидов», начало социальной реабилитации в раннем возрасте (от рождения до 7 лет) дает 65% положительных результатов, тогда как в старшем возрасте (от 7 до 18 лет) - только 19,1%
Кроме того, ранняя корректирующая адаптация, хотя и осуществляется преимущественно в специализированных реабилитационных заведениях, но и предусматривает обязательное привлечение родственников, позволяет достичь прогресса в преодолении недостатков ребенком, в его интеграции к детскому коллективу и обществу, которое должно обеспечить для этого все условия. Следовательно, необходимо обратиться к выяснению сущности социальной адаптации (интеграции) инвалидов.
Термин «социальный» имеет два значения. В широком смысле он означает общество в целом и используется при сопоставлении социума с природой, социальной формы движения материи с биологической материей. В этом смысле понятие «социальный» тождественно понятию «Общественный». В узком смысле этот термин означает наличие социальной связи между людьми, то есть взаимодействия индивидов и группы индивидов, имеющих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. В свою очередь, слово «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление - и рассматривается как способность системы изменять свое состояние и поведение в зависимости от изменения условий внешней среды путем получения и использования информации о нем; приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды.
Значение адаптации в обществе можно определить, проанализировав справочную, энциклопедическую и словарную литературу в области социологии. Вид взаимодействия отдельного лица, общества со средой, направленной на согласование требований и ожиданий ее участников, реализацию системы мер по приведению индивидуальной или коллективной социального поведения индивидов в соответствии с нормами, правилами, а также приспособления их к безопасным социальных и экологических условий жизнедеятельности
Таким образом, адаптация (интеграция) инвалида в общество - это активная паритетная взаимосвязь общества и инвалида, которая направлена на выяснение социумом возможных условий приспособления к общественной жизни каждого отдельного инвалида; приведение поведения инвалида к общепринятым нормам и ценностям; обеспечение безопасного и экономически стабильного существования в адаптированной среде; интеграция неоднородных элементов общества.
По мнению большинства, хорошо адаптированным считают человека, у которого производительность, удовлетворенность жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптации. На основании изложенного, социальную адаптацию можно охарактеризовать следующим образом- такое состояние взаимоотношений личности и группы, при котором лицо без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Учитывая изложенное, адаптация (интеграция) инвалидов в обществе является закономерным и обязательным явлением, что обусловлено относительной сплоченностью всех членов общества в процессе сосуществования. При этом публичная власть является регулятором этих процессов. Однако люди с инвалидностью крайне трудно адаптируются и не могут самостоятельно пройти этапы социализации, восстановить или улучшить здоровье, должным образом материально себя обеспечить и тому подобное.
В этом случае необходимы основательная и систематическая поддержка со стороны органов публичной власти за счет финансовой и материальной помощи, а также осуществления других мероприятий реабилитации инвалидов. Определение понятия реабилитации (от Лат. Reabilitacio - восстановление) инвалидов в развитых демократических странах начало формироваться параллельно с осознанием необходимости реализации, защиты прав и свобод этой категории лиц.
Однако, несмотря на широкое использование этого термина, до сих пор нет единого взгляда на цели и задачи реабилитационных мероприятий.
Она определяется как сочетание и скоординированное использование медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий, в том числе обучение или переобучение инвалидов, с целью достижения при наличии такой возможности, наиболее высокого уровня функциональной активности. Тогда как в резолюции Совещания министров здравоохранения социалистических стран реабилитация определена как система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, что приводят к потере трудоспособности, а также на эффективное и раннее возвращение инвалидов в общество и к общественно полезному труду.
Кроме того, в тексте международно-правовых актов реабилитация понимается как процесс, который имеет целью помочь инвалидам в достижении оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддержке их за счет мер, направленных на позитивные изменения в их жизни.
Она предусматривает широкий круг мероприятий от начальной и более общей реабилитации к целенаправленной деятельности, например, восстановление профессиональной трудоспособности; эффективные и надлежащие меры, направленные на предоставление инвалидам возможности для достижения и сохранения максимальной независимости, физических, умственных, социальных и профессиональных способностей, а также полного включения и вовлечения их во все сферы жизни. Следует акцентировать, что в этом случае раскрывается не суть конкретных мер по реабилитации инвалидов, а лишь определяется их основная цель - оптимальная интеграция инвалидов в общество с одновременным качественным обеспечением материальной, духовной, культурной и других сфер жизни. В целом реабилитацию лиц с ограниченными функциональными возможностями следует рассматривать именно как комплексное явление- которое является комплексной деятельностью с обеспечение соответствия психологической личностно профессиональной и эмоционально-волевой сфер инвалида в медицинских, биологических, психологических социальных условий их реальной жизнедеятельности.
Учитывая изложенное, целью реабилитационного воздействия является развитие реабилитационного потенциала инвалида, (потенциал) имеет сложную структуру: соматический, социальный и личностный компоненты. Его социальные и личностные составляющие имеют производный характер от взаимодействия личности и общества, а поэтому необходимо выделять два направления реабилитационного воздействия.
Одна часть реабилитационных услуг направлена непосредственно на инвалида с целью восстановления и компенсации нарушений со стороны структур и функций организма, повышение его активности при выполнении определенных задач или действий, преодоления трудностей и барьеров (физических, психологических) при условии включения в различные жизненные ситуации.
Вторая часть направлена на людей, окружающих инвалида, прямо или косвенно взаимодействуют с ним, создают условия, способствующие или препятствующие реализации его потенциальных возможностей. Такой подход в значительной мере отразился в отечественном законодательстве.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)