Ответственность за дискриминационные действия в зарубежных странах
Важным положением по вопросу об определении ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов в зарубежных странах является закрепление в законодательстве зарубежных стран оснований защиты от ответственности за дискриминационные действия в различных сферах общественной жизни. «Занятость» Закона об инвалидах США определяет общее правило защиты от ответственности в сфере трудоустройства: «Обвинения в дискриминации, как она понимается в этой главе, то есть в ориентировочном применении квалификационных требований, тестов или критериев отбора, которые отсеивают или могут отсеивать, или другим способом лишают человека с ограниченными возможностями работы или льгот, может быть отклонено, если доказано, что такое применение вызвано спецификой рабочего места и производственной необходимостью, и в этом случае могут быть применены меры разумного приспособления, которые требуются этим подразделением». Кроме того, отдельные статьи предусматривают условия, при которых действия или бездействие субъектов правоотношений расцениваются как дискриминационные.
Однако для того чтобы оправдание было приемлемым, оно должно соответствовать следующим условиям:
- должно быть объективным;
- должно быть связано с легитимной целью, по определению исключает любую форму дискриминации;
- должна быть причинная связь между оправданием и целью, на которую ссылается работодатель;
- методы, применяемые для достижения цели, должны быть необходимыми и подходящими.
Это означает, что попытки оправданий на основании стереотипов, выраженных в форме коммерческих соображений, неприемлемы.
В случае установления факта дискриминационного обращения субъекты несут ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов. В соответствии с законодательством зарубежных стран к ответственности может быть привлечено не только лицо, которое непосредственно осуществило дискриминационное действие, но и лицо или организация, в подчинении которой находится обвиняемый. Такая ответственность в законодательстве о дискриминации закреплена, например, в разделе 15 Закона Ирландии о равноправии при трудоустройстве: «любое действие, совершенное человеком в пределах его служебных обязанностей, следует рассматривать в контексте Закона, как и действие, совершенное его подчиненными, независимо от того, совершено это действие с или без его ведома».
Законодательство зарубежных стран закрепляет право лиц с инвалидностью, подвергшихся дискриминации, на внесудебный и судебный порядок обжалования действий субъектов, которые своими действиями или бездействием нарушили права инвалидов. Внесудебный порядок предусматривает административную процедуру примирения.
Так, в соответствии с законодательством США, функция административного примирения в случае нарушения прав и свобод инвалидов в любой сфере общественной жизни накладывается на Комиссию по соблюдению равенства при трудоустройстве. К полномочиям Комиссии по защите лиц с инвалидностью от дискриминации относится рассмотрение жалоб инвалидов, консультирование их по вопросам целесообразности подачи иска о дискриминации. Если факт дискриминации обнаружен, Комиссия защищает права лица, обратившегося с жалобой, путем примирения. Если примирение не имеет результатов, комиссия может подать в суд на работодателя.
За дискриминационные действия законодательство зарубежных стран предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность. Чаще всего применяется административное взыскание, что заключается в моральном или материальном воздействии на правонарушителя.
Наиболее распространенными видами административных взысканий по делам о нарушении прав и свобод инвалидов является предупреждение или штраф. Так, согласно запрета дискриминации по признаку инвалидности 1995 года, Окружной суд Специального административного района Гонконг КНР широкими полномочиями при рассмотрении исков о дискриминации по признаку инвалидности, в том числе на основании ст. 72, имеет полномочия: заявить, что ответчик совершил поступок или действие, запрещенные настоящим законом, и приказать ответчику воздержаться от повторения или продолжения этого поступка или этого незаконного действия; приказать ответчику принять любую разумную меру, чтобы возместить ущерб или вред, которых, возможно, понесен истцом; приказать ответчику выплатить убытки истцу в порядке возмещения ущерба или убытков, причиненных его поведением или действиями; приказать ответчику выплатить истцу убытки в порядке наказания или назидания.
В соответствии с Законом Австралии "О справедливых трудовых отношениях», значительно расширены основания наложения штрафов за совершение дискриминационных действий. Если до принятия изменений в закон наказание в виде штрафа предполагалось только в случае освобождения лица с инвалидностью, то сегодня - это любые действия, приводящие к дискриминации. На сегодня размер такого штрафа составляет до $ 33,000. Такие изменения, по мнению ученых, является реальной гарантией защиты нарушенных прав и свобод лиц с инвалидностью. Закон об инвалидах США предусматривает штрафы для организаций, нарушивших право лиц с инвалидностью на занятость, получения транспортных услуг впервые, в сумме не более чем 50 000 долларов, но не более 100 000 долларов за каждое последующее правонарушение.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного законодательства об ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов дает основания утверждать, что в законодательстве России, как и в законодательстве зарубежных стран закреплены нормы, определяющие ответственность лиц за нарушение прав и свобод инвалидов.
Однако, во-первых, следует акцентировать внимание на том, что размер штрафов, предусмотренных отечественным законодательством, настолько незначительно, что они теряют свой смысл как санкции за нарушение закона; во-вторых, эти нормы содержатся в различных законодательных актах, что затрудняет процесс решения вопроса об ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов.
Итак, исследовав вопрос об ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов в соответствии с зарубежного законодательства, следует заметить:
1. Характерными признаками административной ответственности в сфере защиты прав и свобод инвалидов являются:
а) четкое определение перечня субъектов ответственных за совершение дискриминационных действий в отношении лиц с инвалидностью;
б) закрепление принципа презумпции виновности лиц, совершивших дискриминационные действия в отношении лиц с инвалидностью;
в) конкретизация их прав и обязанностей в определенных сферах, на которые распространяется действие антидискриминационного законодательства;
г) закрепление в антидискриминационного законодательства перечня, обычно исчерпывающего, фактов дискриминационных действий в отношении инвалидов в сфере образования, трудоустройства, транспорта, связи;
д) размер штрафных санкций за нарушение прав инвалидов обеспечивает в полном объеме выполнение воспитательных, карательных и профилактических функций.
2. Субъектами ответственности в сфере защиты прав и свобод инвалидов в зарубежных странах являются органы публичной власти (органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие субъекты, которые наделены полномочиями в сфере публичного управления), физические лица (работодатели, арендодатели, владельцы учреждений и организаций, предоставляющих товары или услуги и т. д.), и юридические лица (объединения граждан, предприятия, учреждения и организации, наделенные административной правоспособностью и дееспособностью), в действиях которых имеется прямое или косвенное нарушение таких прав и свобод.
3. Анализ законодательства США, Австралии, Великобритании, Канады и других зарубежных стран по закреплению ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов свидетельствует о комплексном характере антидискриминационного законодательства. В отличие от отечественных, нормы по ответственности субъектов административных правоотношений закреплены во многих нормативно-правовых актах, которые в комплексе составляют антидискриминационное законодательство. В связи с этим возможно в законе Российской Федерации «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » можно закрепить понятие «антидискриминационное законодательство по признаку инвалидности». В разделе «Механизм обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации» можно предусмотреть подразделения по механизму обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации в определенных законом сферах по признакам пола, возраста, расы, инвалидности и тому подобное. Определить комплексную систему обеспечения прав и свобод инвалидов и контроля за их соблюдением путем закрепления полномочий субъектов антидискриминационных отношений.
4. В законах России «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » и «Об основах социальной защищенности инвалидов » закрепить понятие «ассоциативная дискриминация по признаку инвалидности» - ситуация, при которой лицо, ассоциируется с лицом с инвалидностью, но сама не имеет признаков инвалидности, испытывает ограничения в признании, реализации или использовании правами и свободами в форме прямой или косвенной дискриминации, или подстрекательство к дискриминации, или пособничества в дискриминации, или бедствия. «Дискриминация через родство» предусматривает только лиц, связанных общностью происхождения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)