Модели функционирования и деятельности органов власти
В них определяются вопросы функционирования и деятельности органов публичной власти относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов. Рассмотрим имеющиеся модели более подробно.
Моральная (религиозная) модель берет свои истоки со времен, когда инвалиды воспринимались обществом как существа неполноценные, поскольку их существование противоречило библейскому толкованию человека как подобия Бога. Эта модель на сегодня практически не используется в социальной политике, однако в отдельных культурах инвалидность еще связывают с чувствами вины и стыда.
Медицинская (административная) модель делится авторами классической медицинской на реабилитационную, а также экономическую модели инвалидности. Принято абсолютно справедливо рассматривать в пределах реабилитационной модели, поскольку последняя логично вытекает из первой, и предлагает выделить евгеническую модель. С этой позицией можно согласиться, исходя из основного положения медицинской модели инвалидности, согласно которой инвалид - это некомпетентный, неполноценный человек, не может справиться, не отвечает за себя и даже опасен для общества, а потому не может быть полноправным членом общества. В 20-30-е годы ХХ века гуманистические идеи евгеники, высказанные Ф. Гальтоном, которые имели целью улучшения наследственности, стали использоваться для оправдания расизма.
Классическая медицинская модель несостоятельности инвалида быть равноправным членом общества связывала с наличием у него определенного дефекта. Отсюда - необходимость в изоляции от общества или реабилитации, объясняет существование реабилитационной модели инвалидности. Как отмечают ученые, суть реабилитационной модели заключается в том, чтобы адаптировать, приспособить инвалида к социуму, задача же изменения социума в интересах инвалида и повышение его социального статуса не рассматриваются.
В соответствии с экономической моделью, что существует в пределах медицинской, понятие «Инвалидность» отождествляется с понятием «нетрудоспособность», то есть физически неполноценный человек экономически убыточный. Проблема, с которой сталкиваются пользователи экономической модели - это дилемма выбора: что лучше - платить человеку с инвалидностью за потерю доходов или работодателю за потерю производительности? Первая опция несет в себе стигматизацию людей с инвалидностью, акцентируя на их неспособности выполнять работу на одинаковом с их коллегами уровне. По второму варианту возникают сложности с правильной оценкой надлежащего уровня субсидирования. Согласно указанной модели инвалидности деятельность органов публичной власти сводится к частичному социальному, финансовому и медицинскому обеспечению инвалидов, восприятию их как ограниченных членов общества.
Заметим, что идеология медицинской модели до сих пор влияет на законодательство, социальную политику и организацию социального обслуживания. Так, определение понятий «инвалид» и «инвалидность» в законодательных актах всех зарубежных стран базируется именно на медицинском подходе. Например, в законодательстве США понятие «инвалидность» определяется как физическое или умственное ухудшение, что существенно ограничивает жизнедеятельность такого физического лица; в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» инвалид - лицо, имеющее проблемы со здоровьем со стойким нарушением функций организма, обусловленные заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и необходимости в ее социальной защите; законодательство Ирландии определяет инвалидность как полное или частичное отсутствие телесных или психических функций человека, в том числе при отсутствии части тела человека, или наличие в теле организмов, вызывающих или могут вызвать хроническое заболевание или болезнь, или состояние или нарушение функционирования, в результате чего человек учится другим способом, чем человек, который не имеет такого состояния или нарушения функционирования, или состояние, болезнь, которые влияют на умственные процессы человека, восприятие реальности, эмоции или суждения которые приводят к нарушению поведения и которые должны учитываться для установления диагноза инвалидности.
Анализ приведенных определений показывает, что у них инвалидность рассматривается только как личная проблема человека. Отрицательным в приведенных определениях является отношение к инвалиду как к неполноценному человеку, который не субъект, а объект в этих отношениях, и полностью зависит от медицинских работников, а также акцент только на медицинском аспекте при определении потребностей и проблем инвалидов, логически приводит к их отстранению, изоляции, дискриминации со стороны других членов общества.
Однако исключить медицинский аспект по определению понятий «инвалид» и «инвалидность» на сегодня невозможно, поскольку только соответствие или несоответствие тем или иным медицинским критериям позволяет с юридической точки зрения признать лицо инвалидом или «снять» с него инвалидность.
Кроме этого, именно на таком подходе основывается законодательство различных стран о социальной защите инвалидов, которая определяется на основании природных факторов инвалидности, и, соответственно, назначается социальная и другая помощь. Так, анализ законодательства стран Европейского Союза о социальном обеспечении показал, что медицинский диагноз является основным фактором в определении лица как инвалида. В Литве, Швеции, Финляндии, например, в определении инвалидности участвуют врачи соответствующей квалификации - врачи-эксперты и врачи социального страхования; в Германии - домашние семейные врачи (вроде участкового врача в России); в Великобритании - специально подготовленные врачи; в Нидерландах - как врачи социального страхования, так и трудовые эксперты. Однако решение о назначения помощи принимается НЕ врачами, а
соответствующим должностным лицом органов публичной власти.
Следует заметить, что единой схемы определения инвалидности в зарубежных странах до сих пор не существует. Так, степень инвалидности определяется по таким критериям, как уровень работоспособности Литва - не более 55%, Молдова - не более 45%; Финляндия - на 40%, Швеция - на 25%; Израиль, Швейцария - 50%, Италия - 66,6%; Латвия - 25%; Нидерланды - на 35%; Франция - не менее 10%; неспособность работать вообще - Великобритания.
Однако, несмотря на различия в схемах определения инвалидности, общая тенденция, направлена на интеграцию лиц с функциональными нарушениями в общество. Она проявляется, прежде всего, в том, что, кроме медицинской составляющей, понятие «Степень инвалидности» содержит и социальную составляющую. В соответствии с Законом США «О социальном обеспечении», кроме медицинского заключения, для определения степени инвалидности представляются документы, содержащие информацию о возрасте, занятости, гражданства, семейного положения, доходов, ресурсов, наличия работы, возможности работать на прежнем месте работы в связи с медицинской проблемой, возможности выполнять другую работу. Такие критерии содержатся и в законодательстве о социальном обеспечении стран Европейского Союза, Молдовы, Армении.
Такие изменения в подходе к определению степени инвалидности имеют как негативные, так и положительные моменты. К отрицательным моментам следует отнести субъективизм при оценке социальной составляющей, которая существенно влияет на определение степени инвалидности. Так, в соответствии с требованиями законодательства США о социальном обеспечении достаточно лицу в анкете указать на отсутствие места работы, о том, что медицинская проблема влияет на способность работать, а также такой случай предусмотрен «Оценкой инвалидности в системе социального страхования», подготовленной Управлением социального обеспечения (SSA), чтобы заявление о назначении инвалидности была удовлетворено. Отсюда следующая проблема - резкое увеличение количества лиц, которые могут быть отнесены к различной степени инвалидности. Следует отметить, что путем уменьшения субъективности, а также количества ошибочных решений по определению категории инвалидности является утверждение единой схемы определения инвалидности в различных системах социального страхования, основным критерием которой следует определить степень утраты лицом трудоспособности.
Однако, несмотря на недостатки, переход от медицинского критерия определения степени инвалидности, который до сих пор закреплен в социальном законодательстве России, в медико социального положителен и может быть заимствованным, поскольку предполагает не только более детальную оценку состояния здоровья каждого инвалида и его потребностей, но и возможность его интеграции в общество.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)