Основные направления деятельности
Общие требования к содержанию внеклассной воспитательной работы в группе
Требования современной жизни общества и соответственное обновление содержания образования в массовой общеобразовательной школе, закрепление новых концептуальных подходов к специальному образованию, в частности, уточнение стратегии и тактики инновационных стратегических процессов, современное научное понимание проблемы социализации детей с умственной отсталостью, привели к необходимости существенного обновления содержания воспитательной работы в специальных учебных заведениях для данной категории детей.
Воспитание, которое составляет главную, внутреннюю сущность и обучения, и образования в целом, остается на сегодня предметом особого внимания, ведь именно оно обеспечивает общее развитие личности, на основе которого формируется индивидуальность. Основные ориентиры воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений определяют воспитание как процесс, который осуществляется для идентификации воспитанника с системой общекультурных и национальных ценностей (ценностное отношение личности к обществу и государству, к людям, к природе, к искусству, к труду, к себе). Современное содержание воспитания - это научно обоснованная система культурных и национальных ценностей и соответствующая совокупность социально значимых качеств личности, характеризующих его отношение к обществу и государству, к другим людям, природе, искусству, самому себе. Поэтому в процессе воспитания умственно отсталых школьников следует соблюдать требования учета особенностей установок, регулирующих общую направленность социального поведения личности:
- необходимо корректировать общую направленность интересов учащихся и формировать в них систему ценностных ориентаций как продукт воздействия общих социальных условий;
- вырабатывать у школьников систему обобщенных социальных установок на социальные объекты и ситуации;
- формировать систему ситуативных социальных установок как готовность к оценке и действию в конкретных условиях деятельности.
При разработке содержания воспитательной работы главным является понимание личности умственно отсталого ребенка с учетом закономерностей ее психического развития; необходимость изучения степени коррекционного воздействия на развитие ребенка в зависимости от характера, времени возникновения нарушения и глубины поражения в условиях специальной организации воспитательного пространства; целесообразность проектирования отдаленных целей и результатов воспитания и развития с соответствующим содержательным, технологическим и материальным обеспечением.
Основные концептуальные подходы к разработке содержания воспитательной работы в специальных учебных заведениях для умственно отсталых детей следующие:
- разработка содержания воспитания на принципах гуманизма, человечности, признания ценности человеческой личности, усиления внимания к внутреннему миру ребенка, содействие развитию и реализации его способностей, физических и моральных качеств;
- понимание гуманизации образования как постепенного перехода школы от информационной к деятельностной модели обучения. Поэтому, время применения форм и методов воспитания, которые способствуют формированию активной деятельности детей как условия превращения знаний в навыки, взглядов в убеждения, а навыков в привычки поведения;
- усиление внимания к внутреннему миру ребенка, создание благоприятных условий для преодоления вторичных нарушений, развития способностей, физических и моральных качеств;
- соотнесение содержания воспитания с современными целями обучения и воспитания, учет реальных возможностей ребенка с целью достижения соответствующего уровня его воспитанности;
- определение основным объектом процесса воспитания формирования социального поведения школьника;
- признание необходимости направления педагогических усилий на формирование личности школьника, способного овладеть собственным поведением;
- реализация комплексного подхода к развитию ребенка с умственной отсталостью с целью обеспечения формирования и развития его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер;
- дифференциация и максимальная индивидуализация коррекционно-воспитательного-процесса;
- направление коррекционно-воспитательного процесса на активизацию внутренней деятельности школьника по адекватному восприятию окружающего мира и собственного «Я»; по созданию оптимальной системы отношений и общения с окружающими; по адаптивности и поведению.
На основании обобщения результатов экспериментальных исследований были выяснены особенности организации и проведения внеклассной воспитательной работы в специальных учебных заведениях, проблемы и условия оптимизации коррекционных функций содержания воспитания, определены и конкретизированы основные требования к содержанию внеклассной воспитательной работы в 5-10 классах, разработаны соответствующие программы.
Программы разработаны по новой структуре, которая, подобно новым учебным программам, предусматривает определение не только предметного содержания воспитания, но и видов деятельности учащихся (соответствующих умений и навыков), направленных на его усвоение. В содержании программы также раскрывается направленность коррекционной работы, поскольку коррекционно-развивающая линия является непременной составляющей не только всех образовательных областей, но и процесса воспитания в целом, принципиально важным компонентом содержания специального образования.
Процесс воспитания школьников с интеллектуальной умственной отсталостью требует сочетания упорной работы по формированию у них социально ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, исправлением тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате несовершенного, неполноценного жизненного опыта. При этом нельзя ограничиваться организацией и фиксацией только внешних воздействий на личность. Необходимо контролировать процесс восприятия личностью различных впечатлений, реагирования, оценки и присвоения их; соответственно направлять, добиваясь обратной деятельности воспитанников, стимулируя их общение с другими людьми.
Общая направленность содержания программы характеризуется, прежде все, попыткой в полной мере использовать познавательные возможности учащихся и способствовать коррекции их развития в процессе воспитания. При этом обязательным условием является учет специфики процесса обучения и воспитания детей с умственными недостатками:
- медлительность процесса обучения;
- простое изложение учебного материала;
- повторяемость в обучении;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- предметно-наглядный и практический характер обучения;
- опора на более развитые способности ребенка и преодоление общей недостаточности ее интеллектуальной сферы;
- специальная организация всех видов деятельности учащихся;
- руководящая роль педагога в учебно-воспитательном процессе.
Учитывая это на каждом году обучения, содержанием программы ставятся такие задачи, которые доступны ученикам и в то же время требуют от них напряжения умственных сил. Таким образом реализуются основные принципы обучения: органическое сочетание коррекционного обучения и воспитания; содействие оптимальному усвоению знаний и развитие познавательных возможностей учащихся; соответствие требованиям, предъявляемым к ним, их учебным возможностям.
Цель воспитания реализуется путем определения и поэтапного достижения соответствующих целей. Именно поэтому выделены разделы, содержанием которых предусмотрено реализацию системы частных целей воспитательного процесса, подчиненных общей цели воспитания: целей, направленных на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности школьника, а также на формирование исполнительской (поведенческой) деятельности. При этом содержание программы сориентировано на ожидаемое от учеников развитие на отдельных этапах обучения и воспитания, а не отождествляется с деятельностью педагога. Ведь цели воспитания, которыми мы руководствуемся, должны определять ожидаемые сдвиги в развитии учащихся в результате прохождения определенного периода обучения и воспитания, то есть ориентировать на формирование тех способностей, которых не было раньше, или развитие тех, которые нуждаются в корректировке.
Существенной является необходимость предвидения возможности воздействия (в процессе внеклассной воспитательной работы) на формирование личностных черт и характеристик, одобренных обществом в виде определенных норм, ценностей, идеалов. В то же время, цели воспитания не исчерпываются только наличием этих качеств и характеристик. Важно, чтобы они оказались в реальных действиях, поступках школьников, в их поведении. Ведь известно, что личность возникает лишь тогда, когда внешние требования, которые ставятся человеку, становятся внутренними требованиями самого субъекта - основой его инициативного поведения как результата преимущественно осознанных действий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)