Недостаток услуг реабилитационных учреждений
Дети, которые признаны «не способными учиться», попадают в интернаты под руководством Министерства Социальной Политики. В отличие от детей, которые признаны «способными учиться», и получают специальные образовательные услуги и ограниченное профессиональное обучение, дети со статусом «не способны учиться» - практически не получают никаких услуг.
В каждом интернате, который находится под руководством Министерства Социальной Политики, есть дети, поведение которых сопровождается телесными повреждениями, что является результатом размещения в интернатах, в среде с недостаточным человеческим контактом и отсутствием стимуляции. В некоторых интернатах, есть дети разного возраста, которые прикованы к постели в течение почти всего дня, с минимальным взаимодействием с работниками.
Дети в специализированных школах-интернатах, которые находятся под руководством Министерства Образования, получают базовое образование и ограниченное профессиональное обучение.
Если дети в специализированных школах-интернатах отстают в учебе, их могут классифицировать как детей, которые «не способны учиться».
Для детей с определенным уровнем инвалидности, почти гарантирован перевод в психоневрологические интернаты для взрослых с инвалидностью, после исполнения 18 лет или 35 (если отсутствуют молодежные палаты).
Независимо от того, размещен ребенок в интернате Министерства Образования или в интернате Министерства Социальной Политики, эти интернаты не оказывают услуг для самостоятельной жизни детям, которые достигли определенного возраста и должны покинуть интернат. В немногих случаях, подопечные могут иметь родителей или родственников, которые позаботятся о них. Однако, чаще всего, молодых людей переводят в интернаты для взрослых, где они проведут остаток жизни.
Директора интернатов выражают такую обеспокоенность:
Им некуда будет идти, когда им исполнится 18 лет. Единственное место, куда они могут попасть - это еще один психоневрологический интернат для взрослых с инвалидностью. Даже те семьи, которые заберут их после того, как детям исполнится 18, в 80 процентах случаев вернут детей обратно в интернат.
Многие взрослые в психоневрологических интернатах были выпускниками специализированных школ-интернатов. Эти дети не получили поддержки после окончания школы и поэтому они были вновь размещены в интернатах.
Усиление процессов сегрегации правительственными учреждениями и международными донорскими организациями
Современная система ухода в интернатных заведениях основывается на мнении, что дети и взрослые с инвалидностью являются нежелательными или опасными. Учитывая недостаток ресурсов и невозможность предоставления услуг на уровне общества, представители органов власти объяснили, что фактически размещение детей с инвалидностью в интернатах является единственным выходом в этой ситуации. Однако выбор общей стратегии, как на современном этапе, так и за несколько последних лет только углублял использование сегрегационных практик. Правительство и международные донорские организации продолжают выделять значительные средства на сохранение, а в отдельных случаях, и расширение институциональной системы ухода.
Международные донорские организации играют большую роль в восстановлении интернатов, хотя во многих случаях, такая роль является скрытой. Запутанная система регулирования банковской деятельности не позволяет государственным интернатным заведениям беспрепятственно открывать иностранные банковские счета для получения финансовой помощи от доноров. Как следствие, большинство международных донорских организаций, цель которых помочь интернатам, выделяют помощь местной благотворительной организации, которая впоследствии даст неденежную помощь интернатным учреждениям, такую как строительные услуги или закупку оборудования.
Планирование проведения реформ
За последние годы правительство неоднократно декларировало свою поддержку реформированию инициатив по закрытию интернатных учреждений с целью интеграции детей с инвалидностью в общество. Политическая и экономическая нестабильность в последние годы, несомненно, отвлекла внимание лидеров правительства от реализации амбициозных планов по реформированию.
Россия сделала очень важный шаг, ратифицировав Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью, которая гарантирует право жить в обществе с равным доступом к услугам и поддержке; запрещает разлучать ребенка с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей. Ратификация конвенции предусматривает серьезное правовое обязательство со стороны государства по планированию интеграции в общество всех детей.
Существует несколько важных моделей программ, как помочь детям с инвалидностью на уровне общества. Некоторые из этих программ направлены на поддержку семей и предотвращение правительственной поддержки процессов институционализации. На базе нескольких интернатов, которые подчиняются Министерству Здравоохранения, началось создание дневных реабилитационных центров по услугам раннего вмешательства для предоставления терапии и услуг родителям уязвимых детей. Несмотря на всю их ценность, такие программы поддержки семей помогают лишь незначительной части населения, которая в этом нуждается. Необходимо финансирование для увеличения количества и расширения таких программ на национальном уровне.
Россия до сих пор не продемонстрировала полную готовность заняться решением ключевых проблем нарушения прав человека, касающихся детей и взрослых с инвалидностью. Если нынешние планы полностью воплотить в жизнь, станет возможным закрытие определенной части интернатных учреждений. Серьезное реформирование требует осознания масштабов проблемы, согласованных действий всех министерств и выделения бюджетных средств, необходимых для реализации обещаний. В то время как правительство несет основную ответственность за защиту прав детей и взрослых с инвалидностью, международные доноры могут сыграть важную роль в поощрении и содействии переходу от институциональной системы ухода к уходу на уровне общества.
Роль международных доноров
Воспитание детей в интернатных заведениях опасно и становится причиной усиления инвалидности. Кроме того, дети, которые выросли в интернатах, особенно уязвимы к эксплуатации, насилию и жестокому обращению. Вместо того чтобы работать ради содействия интеграции в общество, очень часто организации международного развития углубляют проблему. Международная организация защиты прав людей с инвалидностью часто фиксировала случаи во всем мире, когда международная помощь развивающимся странам, не учитывала или сознательно исключала интересы людей с инвалидностью по программе реформ.
Несмотря на международное понимание опасностей институционализации, количество людей, которых размещают в интернатных заведениях, растет по всему миру, и, в первую очередь, это касается развивающихся стран. Правительства стран должны применять такой подход, который бы обеспечивал, чтобы конкретные социальные программы, которые получают финансирование, способствовали процессу искоренения практики институционального ухода, который только усиливает сегрегацию лиц с инвалидностью. Также эти программы должны обеспечивать создание форм ухода на основе общества, которые необходимы для интеграции в общество.
Выделение ресурсов, направленных на содействие переходу от институционального ухода к уходу в обществе
Для международных программ поддержки недостаточно только способствовать созданию положительных социально-ориентированных программ, которые будут помогать семьям и предотвращать социальное сиротство - основная помощь должна быть направлена на обеспечение начальных финансовых затрат, необходимых для закрытия интернатных учреждений, и устройство их жителей в сообществах на основе семейных форм ухода. Европейская экспертная группа по переходу от институционального ухода к уходу в обществе, созданная по инициативе Европейского Союза, подчеркивает важность планирования начального вложения средств, необходимых для закрытия интернатных учреждений и соответственно создания альтернативных услуг на уровне общества, утверждая, что эти средства должны быть включены в бюджеты, необходимые для осуществления стратегий относительно процессов деинституционализации.
В ответ на эту проблему, Европейская Комиссия выделила фиксированный процент их общего бюджета международной помощи с целью содействия уязвимым социальным группам. Другие организации международного развития также начинают введение таких изменений. Несколько международных и религиозных благотворительных организаций отходят от вложения средств в интернаты и начинают оказывать финансовую помощь семьям, что является менее затратным для ухода за ребенком, чем средства, которые необходимы для институциализации. Большинство международных стран-доноров, включая США и многие страны-члены Европейского Союза, не приняли такую стратегию.
Экспертная группа Европейского Союза отмечает, что одновременно с созданием услуг на уровне общества, необходимо полное закрытие интернатных учреждений. Когда есть свободные койки в интернатном учреждении, в процессе программы частичной деинституционализции, существует вероятность размещения новых жителей в долгосрочной перспективе.
Само существование интернатов поощряет родителей оставлять их детей в таких заведениях, не давая возможности финансировать инициативы, которые могли бы помочь детям счастливо расти в семьях и обществе.
Запрет на использование международной помощи для создания и поддержки сегрегационных интернатных учреждений для лиц с инвалидностью
Международное право по вопросам человека устанавливает право детей расти в семье - так же, как и право лиц с инвалидностью быть полностью включенными во все аспекты общественной жизни.
Организации международного развития и частные благотворительные фонды могут и должны быть частью решения проблемы. К сожалению, многие доноры, которые имеют хорошие намерения, выбирают неправильную стратегию и продолжают финансировать строительство, ремонтные работы, оборудование и обеспечение персоналом интернаты по всему миру.
Очень важно осознать опасности добрых намерений ремонта дошкольных учреждений. Международные доноры выделяются помощь на сумму в сотни миллионов долларов по всему миру для ремонтных работ зданий или обеспечения оборудованием, надеясь, что таким образом они смогут помочь уязвимым детям, находящимся в этих негуманных учреждениях. На самом деле, финансовая помощь для развития физической инфраструктуры интернатных учреждений может стать препятствием на пути к переходу к системе ухода в обществе. Экспертная группа Европейского Союза предостерегает, что значительные средства для совершенствования физических условий существующих интернатных учреждений, часто выделяют в тех случаях, когда выявлено ненадлежащее качество ухода. Также они не способствуют закрытию интернатов в долгосрочной перспективе.
Международный опыт и результаты глубоких исследований показали, что даже в ухоженных и хорошо укомплектованных интернатах, дети не получают постоянного ухода, который бы им могли предоставить родители, дальние родственники, или даже приемные семи. Система опеки в интернатах, несмотря на то, каковы их условия, может нанести длительный психологический и физический вред - младенец отстает в развитии на один месяц в течение каждых трех месяцев, проведенных в интернатном учреждении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)