Развитие и совершенствование фонетико-фонематической составляющей речи
- звукопроизношения и слухового восприятия препятствуют овладению звуковым анализом и синтезом, а дальше затрудняют усвоение письма и чтения.
- фонетическое оформление устной речи предполагает не только произношение, но и правильное его восприятие на слух. Произношение, которое соответствует норме, позволяет точно понимать и продуцировать речь, а также дифференцировать фонемы и на этой основе овладевать морфологическим строением слов. Работа над произношением происходит на специальных логопедических занятиях; предполагается как формирование правильной артикуляции звуков, слогов, слов, так и овладение просодической стороной речи (речевым дыханием, интонацией, ударением, нормами орфоэпии).
- учителем-дефектологом ставятся задачи, которые предупреждают возникновение у детей речевых ошибок и закрепляют начатую логопедом работу по их исправлению.
- Формирование звукопроизношения:
- развитие речевого дыхания, голоса, артикуляционных движений и определенных качественных особенностей этих движений (силы, точности, координированности, синхронности), развитие кинестетических ощущений и представлений; оживление мимики лица;
- формирование и развитие ритмической структуры слова;
- развитие интонационной выразительности речи, работа над ударением, темпом, ритмом, мелодией, просодией.
- Формирование полноценных фонетических представлений, развитие фонематических процессов (на базе развития фонематического восприятия).
- Коррекция звуковых обобщений при выполнении упражнений на звуковой анализ и синтез слов.
- Формирование навыков релаксации, уменьшение мышечного и эмоционального напряжения, снятие страха и запретов, развитие произвольных движений.
- Развитие динамической координации речевых движений.
- Развитие и коррекция фонетико-фонематической системы речи: формирование сенсорного и перцептивного уровней восприятия, формирование звуковых образов слов, которые соответствуют языковым нормам, формирование алгоритма звукового анализа с опорой на слуховое восприятие; развитие самоконтроля речи.
- Формирование слухового, зрительного и кинестетического образа фонем, их выделение на фоне слова с опорой на указанные признаки и соотнесение с соответствующим оптическим знаком и графическим написанием.
- Преодоление дислексии, дисграфии и дизорфографии. Работа учителя-дефектолога в процессе логопедических минуток на занятиях: активное использование комплексов артикуляционной, мимической, дыхательной гимнастики; отработка навыков организации дыхания, фонации, артикуляции, темпа и соответствующий ритм речи, тактичное исправление ошибок, автоматизация правильного произношения учеников, работа над просодикой. Коррекцию произношения следует сочетать с различными упражнениями, направленными на развитие скоординированности, синхронности движений пальцев рук.
- и совершенствование фонетико-фонематической составляющей речи, произносимой функции учащихся невозможно без:
- комплексов дыхательных и голосовых упражнений, релаксации;
- комплексов мимических, артикуляционных упражнений для развития речедвигательного аппарата с целью формирования у детей кинетических и кинестетических представлений, улучшения функционирования мышц речедвигательного аппарата, развития и согласования движений артикуляционного аппарата;
- правил речи для осуществления контроля звукопроизношения учеников, учителей, воспитателей, родителей и формирование у детей самоконтроля;
- упражнений, игр, методов и приемов работы для нормализации темпа, развития ритма и мелодико-интонационной стороны речи;
- упражнений и игр для развития фонематического слуха и устного звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов и совершенствование фонематических обобщений;
- упражнений и заданий, направленных на преодоление специфических нарушений письма и чтения;
- подбора разнообразного дидактического, наглядного и речевого материала для автоматизации, дифференциации звуков родного языка.
- планирование коррекционно-развивающей работы по формированию, совершенствованию фонетико-фонематической составляющей речи, произносимой функции
Развитие мелкой моторики рук
Младшие школьники с детским церебральным параличом, у которых общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия, заикание, испытывают трудности в овладении сложными двигательными навыками. Наблюдается недостаточная точность, согласованность, замедление темпа движений. Нарушение мануальной функции проявляется в синкинезии, несформированности динамической организации движений, зрительно-пространственной организации двигательного акта. Страдают все виды моторики (общая, артикуляционная, мелкая).
На коррекционных занятия, особенно в подготовительных, первых классах, необходимо включать упражнения на развитие моторики руки, элементы логопедической ритмики, формировать практические навыки пространственного праксиса.
В процессе деятельности важно, чтобы ребенок работал левой и правой рукой, начинал действия с большими предметами, затем с более мелкими, сопровождал свои действия речью, произношением рифмованного текста. Это обогащает речь ученика, нормализует темп и ритм мелкой моторики, четкость и точность речевых движений, составную структуру речи.
Спортивные игры и упражнения создают положительный эмоциональный фон. Развивать мелкую моторику нужно в игровой форме, систематически повторяя и разнообразя упражнения.
Международное сотрудничество для социального включения
Несмотря на уменьшение населения, количество людей в интернатах растет по всей стране. Для детей с инвалидностью, размещение в интернате может стать воротами в институционализации на всю жизнь. Хотя существует несколько замечательных программ проживания детей с инвалидностью в обществе, такие программы недостаточно развернуты, чтобы охватить огромный ряд потребностей детей с инвалидностью. Более того, в стране проживает немало взрослых с инвалидностью, которые находятся в интернатах всю жизнь на территории психиатрических учреждений, домов престарелых и других учреждениях.
Оторванные от родных и общества, дети часто становятся жертвами насилия, эксплуатации и других нарушений прав человека. Международный опыт показал, что размещение в интернатах в любом возрасте часто приводит к ухудшению инвалидности. Особенно это касается детей, которые подверглись психологическим травмам в результате воспитания без семьи. С младенчества до подросткового возраста, размещение в интернатах может привести к отставанию в развитии и ухудшению инвалидности. Даже во взрослом возрасте, изоляция от общества приводит к потере социального функционирования. Кроме огромных человеческих потерь в результате такой сегрегации, национальное инвестирование в учреждения институционального ухода является расточительством ценных ресурсов, которые могли бы быть использованы на программы проживания в обществе. Большое количество детей, которых размещают в интернатах, имеют родственников. Но те семьи, которые хотят ухаживать за детьми с инвалидностью дома, часто вынуждены размещать ребенка в интернате, поскольку не получают помощи от государства.
Многие дети, которые попадают в интернаты, не имеют инвалидности на момент размещения в интернате. Основанием для размещения в интернате может быть плохое здоровье, злоупотребление алкоголем или наркотиками, или инвалидность родителей. Также, если родители прибегают к насилию, признаны неадекватными, или «покинули» детей - тогда ребенок оказывается в интернате. Детей действительно нужно забирать из семей, в которых над ними совершают насилие. Однако многие родители очень часто не имеют достаточное количество финансовых ресурсов, медицинской помощи или услуг, необходимых при инвалидности, чтобы самим заниматься ребенком.
Новая Конвенция Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью признает, что все люди с инвалидностью имеют право жить в обществе.
Независимо от уровня необходимой помощи все без исключения имеют право и заслуживают быть включенными и получить возможность участвовать в общественной жизни.
Международная помощь для поддержки дальнейшей сегрегации людей с инвалидностью в любом виде - в том числе на строительство или переоборудование новых интернатов - противоречит международным принципам Конвенции. Напротив, международные доноры могут сыграть очень важную роль в поддержке развития новых услуг в обществе. Можно освоить немало важных уроков из лучшей международной практики в сфере реформирования системы обслуживания, которую можно и нужно включить в усилия международного развития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)