Образование инвалидов
Пути решения важнейшей социальной проблемы интеграции инвалидов в общество на современном этапе развития национальной системы профессиональной реабилитации инвалидов нельзя рассматривать вне контекста дальнейшего совершенствования.
Одним из первых шагов на пути развития системы профессиональной реабилитации инвалидов стало создание Центра реабилитации инвалидов, на который Министерством труда и социальной политики возложены координирующие и методологические функции сети учреждений профессиональной реабилитации инвалидов. Следует отметить, что сеть учреждений профессиональной реабилитации инвалидов непрерывно развивается и сегодня.
Диапазон профессиональной подготовки в реабилитационных учреждениях охватывает широкий спектр рабочих профессий.
Существует достаточно веских причин для значительного усиления координирующей составляющей в деятельности реабилитационных учреждений. Анализируя, для полноты картины, в ретроспективе период становления сети учреждений профессиональной реабилитации инвалидов, нельзя не учитывать ряд существенных объективных факторов, влияющих на эту ситуацию. Как и многие другие учреждения профессиональной реабилитации инвалидов, Центр начинал свою деятельность практически с нулевой отметки: отсутствовала материально-техническая база с соответствующей инфраструктурой, не было подготовленных кадров, способных работать в специфических условиях.
Можно охарактеризовать этап становления Центра и сети учреждений профессиональной реабилитации инвалидов как закономерный этап создания материально-технической и интеллектуальной базы для их дальнейшего развития и совершенствования.
Вместе с тем, динамизм развития национальной системы профессиональной реабилитации инвалидов, необходимость обеспечения выполнения требований социальных нормативов в сфере профессиональной реабилитации инвалидов требуют новых концептуальных подходов в деятельности, как Центра, так и региональных реабилитационных учреждений.
Новый этап развития Центра и сети учреждений профессиональной реабилитации инвалидов требует качественно нового, значительно более высокого уровня их творческого взаимодействия, без которого невозможно достижение необходимой и востребованной на сегодняшний день результативности работы.
В связи с этим, для практической реализации вышеупомянутых программных документов, можно сформулировать ряд актуальных соображений.
Первое. Прежде всего, целесообразность решения Министерства труда и социальной политики о создании при нем Методического совета по вопросам реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, в состав которого вошли руководящие работники аппарата министерства, руководители профильных учреждений, научно-исследовательских институтов, директора учреждений профессиональной реабилитации инвалидов. Его функционирование позволит внедрить системный подход к работе учреждений профессиональной реабилитации инвалидов, обеспечить более высокий уровень координации их работы.
Второе. Координация работы сети учреждений требует значительного усиления взаимосвязей работников Центра и реабилитационных учреждений. Следует сказать, что такая работа постоянно проводится. На курсах повышения квалификации Центра ежегодно обучаются работники всех уровней (директора, заместители директоров, начальники структурных подразделений, специалисты) сети учреждений по направлениям: «Организация профессионального обучения по рабочим профессиям в условиях центров профессиональной реабилитации инвалидов» и «Организация социально-психологического сопровождения профессионального обучения в условиях центров профессиональной реабилитации инвалидов».
Дальнейшая активизация координирующей работы планируется путем организации системы стажировки работников реабилитационных учреждений непосредственно в структурных подразделениях Центра.
Третье. Сегодня Центр располагает достаточным кадровым потенциалом, который позволяет держать планку реабилитационного процесса на необходимом уровне, накоплен также определенный организационный, методический и педагогический опыт.
Согласно Концепции дальнейшего развития Центра впервые была введена в практику новая форма повышения квалификации для широкой общественности специалистов региональных центров профессиональной реабилитации инвалидов - выездные научно практические семинары. С этой целью отделом была разработана программа выездных семинаров.
В соответствии с планом работы сотрудниками Центра на базе опыта проведенной работы разработаны методические разработки. Большинство представленного методического материала охватывает такие направления:
- обеспечение организации профессионального обучения;
- организация медицинского сопровождения профессионального обучения;
- обеспечение информационно-консультативной работы по содействию трудоустройству выпускникам Центра;
Работа отдела по методическому обеспечению реабилитации лиц с умственной отсталостью и психическими расстройствами
Основными задачами работы отдела являются:
- Содействие реализации государственной политики в сфере предоставления социальных и реабилитационных услуг для лиц с умственной отсталостью и психическими расстройствами, а именно:
- изучение и обобщение мирового опыта и отечественной практики;
- разработка учебно-методических программ в этой сфере;
- апробация и внедрение новых реабилитационных программ;
- содействие профессиональному обучению специалистов, предоставляющих социальные и реабилитационные услуги людям с умственной отсталостью, психическими расстройствами и их родственникам;
- распространение информации о современных достижениях в этой сфере;
- совершенствование действующих и содействие внедрению новых стандартов в сфере предоставления социальных и реабилитационных услуг;
- проведение мониторинга потребностей населения и качества предоставления социальных и реабилитационных услуг этой категории людей.
- постоянно проводится работа по изучению и обобщению отечественного и мирового опыта в сфере предоставления социальных и реабилитационных услуг, поддерживаются связи с общественными организациями, которые работают в этой сфере. Специалисты отдела принимают участие в социокультурных мероприятиях, направленных на преодоление стигматизации к людям с проблемами психического здоровья. Отдел оказывает консультативные услуги по юридическим вопросам пациентам и их родственникам, а также специалистам из других регионов по методическим вопросам предоставления реабилитационных и социальных услуг людям с психическими расстройствами.
Экспериментальная работа педагогического коллектива
Модульное обучение имеет значительные преимущества в подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих, а именно:
- благодаря входящему тестированию определяется исходный уровень знаний учащихся, в зависимости от этого уровня подбираются необходимые модули, которые нужно освоить для получения определенного уровня квалификации;
- каждый модуль включает в себя конкретные цели работы и всю необходимую, четко и кратко сформулированную информацию для получения конкретных знаний, умений и навыков;
- модульная система характеризуется высокой мобильностью и гибкостью за счет использования банка учебных элементов и возможности быстрого осовременивания их содержания, что позволяет комбинировать модули и учебные элементы по разным профессиям, создавать целевые курсы по заказу работодателей.
- результате значительно повышается мотивация деятельности учащихся, качество подготовки специалистов.
- технологии позволили расширить сферу профессиональной деятельности как по горизонтали (на основании интеграции профессий, которые обусловлены технологическим процессом и требованиями настоящего времени), так и по вертикали (на основании поэтапного предоставления более высокого уровня квалификации рабочего).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)