Планирование уроков на основе научно обоснованных методов
Четвертый этап - планирование уроков на основе научно обоснованных методов. Главная цель этого этапа заключается в том, чтобы сбалансировать преподавание нового материала, «подтянуть» учащихся, имеющих трудности в обучении и обогатить учебный процесс для всего класса. Поэтому на этом этапе, прежде всего, нужно ответить на вопрос: «Какие методы являются наиболее подходящими? Те, которые помогают проводить интересные и познавательные уроки». Лучший способ достичь этого - планировать, подбирать оптимальные методы и формы работы, материал соответствующего уровня и реализовывать все это в процессе преподавания. Для начала, рекомендуется составить перечень учебных тем, которые необходимо выучить с детьми, и указать в нем различные виды деятельности по содействию усвоению материала. Далее следует откорректировать этот план и, таким образом, обеспечить возможность изучения материала на разном уровне сложности. Далее нужно подумать над тем, для кого из учеников лучше подходят те или иные формы работы. Неважно, о каком учебном предмете идет речь. Важно, чтобы учитель давал детям возможность начать ознакомление с определенной учебной темой в соответствии со степенью их подготовленности. То есть, необходимо обеспечить им возможность участвовать в учебном процессе на разном уровне, в зависимости от индивидуальных способностей. Например, внимательно проанализировать задачу, ее сложность и определить, смогут ли ученики выполнять ее на разном уровне - когнитивном и физическом.
Для планирования урока на основе научно обоснованных методов, который будет для учеников интересным и познавательным, необходимо стараться сделать его разнообразным. Рекомендуется применять комбинации подходов:
- с одной стороны - традиционное преподавание с присущими ему структурированностью, информационной насыщенностью, постоянным взаимодействием между учителем и учениками и большим количеством однотипных тренировочных упражнений;
- с другой стороны - «обучение учиться», направленное на формирование методов и приемов учебной деятельности, ребенок сможет использовать и в школе, и в повседневной жизни.
Следует предоставить ученикам возможность работать всем классом, в малых группах и индивидуально. Конечно, темп урока должен быть активным, однако необходимо быть готовым варьировать его в зависимости от ситуации, чтобы убедиться, что учащиеся хорошо понимают материал. Учитель, который ориентирован на ребенка, всегда имеет в запасе многочисленные варианты активизации обучения, в частности, вербальные и невербальные.
Для учеников важно регулярно работать друг с другом, например в парах, с сочетанием сильных и слабых учеников, с использованием методик кооперативного обучения. Детям необходимо получать отзыв учителя по поводу успеваемости и поведения. Такую обратную связь нужно обеспечивать в процессе учебной деятельности, часто и в такой форме, которая является приемлемой для каждого отдельного ученика. Обычно, педагогам рекомендуется предоставлять обратную связь о работе ученика на месте, не откладывая, и использовать положительные и нейтральные комментарии, а также конструктивные замечания, побуждающие к переменам. Кроме того, в дифференцированном преподавании большое значение имеют методики опроса. Важно ставить различные типы вопросов разным детям.
Еще один способ удовлетворения разнообразных учебных потребностей учащихся заключается в использовании вспомогательных технических средств. Они предоставляются детям, которые в силу условий не могут получать пользы от образовательного процесса, и охватывают широкий спектр ресурсов различной степени технологичности. Кроме этого, необходимо обеспечивать детей адекватными вспомогательными материалами, доступными учебниками, интересными наглядными средствами для манипулирования.
Стоит помнить о контексте, в котором предполагается применять эту богатую палитру научно обоснованных практик, то есть об организации физического пространства и психологической атмосферы на уроке. Уже длительное время педагоги обращают особое внимание на расположение парт и стульев в классе. В частности, для самостоятельного выполнения учащимися заданий подходит традиционный способ расстановки мебели рядами, тогда как при обсуждении их лучше расположить большим кругом. Чтобы создать благоприятную среду для кооперативного обучения, парты стоит поставить группами. Иногда в классе приходится переставлять парты и стулья несколько раз в течение дня, и поэтому, чтобы облегчить этот процесс, некоторые учителя используют подвижные крепления к ножкам мебели, благодаря этому мебель легко передвигается и не создает шума. Обеспечить положительную учебную атмосферу помогают простые приемы, например, приветствие на входе в класс в сочетании с короткой беседой на тему индивидуальных интересов.
Оценивание
Оценивание - неотъемлемая составляющая дифференцированного обучения. Говоря об оценке как индикаторе качества, имеется в виду использование его данных для определения влияния преподавания.
Пятый этап - совершенствование практики на основе фактической информации. Качественное оценивание, так же как и качественное преподавание, необходимо планировать. Поэтому ключевой вопрос на этом этапе: «Насколько эффективным был учебный процесс? Как это определить?». В этот период, учителю нужно, опираясь на полученные в результате оценивания данные, определять эффективные способы обучения в дальнейшем.
Большинство учителей, кроме непрерывного анализа информации о студенческой успешности, также прибегает к критической рефлексии по поводу собственной педагогической деятельности, чтобы на ее основе выбирать оптимальные методы и формы работы для организации учебного процесса. Также все больше педагогов берут на вооружение многочисленные методики формального и неформального оценивания до, во время и после обучения. Обычно, оценивание, проводимое в начале изучения темы, называется предыдущим или диагностическим. На этом этапе учитель выясняет интересы, стили мышления и степень подготовленности учащихся к освоению определенного содержательного блока с помощью простых контрольных вопросов, интервью, анкетирования и наблюдения. Текущая оценка осуществляется параллельно с изучением материала. Для оценки понимания учащимися новой темы в определенный момент ее изучения рекомендуется ставить вопрос, проводить короткие тесты, изучать образцы работ и тому подобное. Итоговое оценивание происходит по завершении определенного периода обучения и позволяет измерить результаты учеников по сравнению с установленными требованиями. Обычно, это контрольные работы и тесты для проверки знаний по широкой учебной теме или разделу учебника, проекты, портфолио и оценки учебных достижений. Таким образом, перед учителями стоит сложная задача - использовать данные оценки взвешенно и умеренно для своевременной корректировки своей деятельности. И для ее решения систему оценивания следует строить и реализовывать при участии же детей. Иными словами, все ученики должны собирать и использовать информацию о результатах своего обучения.
Анализ результатов оценивания значительно облегчает использование технических средств.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)