Методы интеграции эстетического воспитания в инклюзивной педагогике
Примером горизонтальной интеграции эстетического воспитания может послужить применение изобразительного искусства как отражения восприятия звуковых образов, запечатлённых в музыкальных произведениях. В данном случае происходит взаимодействие двух видов искусства. Взаимодействие большего количества категорий творческой деятельности, как правило, осуществляется в работе над каким-либо интегрированным жанром искусства – мюзиклом, водевилем, музыкальным спектаклем, кино и пр. Данный пример иллюстрирует интеграцию творческих направлений в процессе работы над каким-либо целостным объектом, являющимся итогом разносторонней творческой деятельности коллектива детей при индивидуальном участии каждого.
При осуществлении интеграции различных творческих направлений в специальной педагогике свою роль в развитии умственных и физических способностей будет играть каждый из отдельных компонентов. Так, в работе над музыкальным спектаклем, театральная деятельность в специальной педагогике будет нести терапевтическую функцию, являться театротерапией (использованием участия в театральных инсценировках в терапевтических целях в расчёте на то, что та или иная роль в спектакле окажет благотворное воздействие на личность пациента, поможет ему справиться со своими внутренними проблемами). Работа над музыкальными произведениями будет нести в т.ч. функцию музыкотерапии (воздействие на психику людей посредством музыки с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики), работу над танцевальными номерами можно проводить в комплексе с эвритмическими упражнениями (эвритмия – искусство художественного движения, являющееся по характеру художественным и одновременно целительным). Кроме того, работая интегрированно над проектом, возникает целостность восприятия, необходимая для формирования навыков осмысления объектов у лиц с ограниченными умственными возможностями, а также происходит социальная адаптация детей с ОВЗ в ходе совместной творческой деятельности.
Примером такого проекта может послужить Киностудия для детей с ОВЗ и молодых инвалидов «Прорыв» (далее – киностудия), реализуемая в г. Екатеринбурге. Целью киностудии явилась возможность социальной адаптации детей с ОВЗ и молодых инвалидов в процессе взаимодействия их друг с другом и в обществе, а также теоретического и практического обучения. Результатом данной деятельности стало кино, снятое детьми и подростками под опытным руководством специалистов режиссерской, кинооператорской, психолого педагогической деятельности. Жанр кино предполагает осуществление различных направлений творческой работы, таких как режиссура, операторское мастерство, владение монтажом, в реализации жанра игрового кино, это ещё и актерская работа. Таким образом, учащиеся киностудии придумывали истории, из которых был собран сценарий, позже снятый ими при сопровождении оператора. Кроме того, учащиеся были ознакомлены с основами монтажа и теоретическими знаниями в области кинематографа. Данные компетенции были получены в комплексе и тесном взаимодействии. Результатом стал целостный продукт, очевидно показывающий лицам с ОВЗ их возможности.
Таким образом, применение методов интеграции эстетического воспитания в специальной педагогике является эффективным, так как в результате данной деятельности решаются следующие задачи:
1) получение навыков интерпретации одного жанра искусства другим посредством их синтеза;
2) формирование целостности восприятия;
3) возможность осознания принадлежности к одному из интегрируемых видов творческой деятельности;
4) возможность социальной адаптации как результата внутригрупповой коммуникации;
5) арттерапевтическое и артпедагогическое воздействие на учащихся;
6) формирование адекватной самооценки у детей с ОВЗ в результате осмысления видимого итога творческой деятельности.
Интегрированное осмысление эстетического воспитания в специальной педагогике посредством комплексного применения арттерапевтических и артпедагогических методов в синтезированной деятельности имеет эффективное психолого педагогическое воздействие на развитие детей с ОВЗ.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)