Направления фестивального движения для обучающихся с умственной отсталостью
В современных условиях развития образования в России одной из основных задач обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью является оптимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и его личности в целом
Одной из форм формирования разносторонней личности такого ребёнка может стать участие его в фестивальном движении
Фестиваль– это организационная система жизнедеятельности учеников, которая интегрирует учебную, творческую, экологическую, спортивную, профессионально – трудовую деятельность, направленную на развитие личности учеников их успешную адаптацию в современном социуме.
Началом фестивального движения как системы явилось проведение предметных дней в школе, тогда основным направлением деятельности было интеллектуальное, где формой организации стали практические конференции по защите проектов обучающихся по профессионально трудовому обучению, олимпиады по отдельным предметам, проведение межпредметной олимпиады среди учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ.
Целью фестивального движения стало создание условий для развития не только интеллектуальных способностей ученика, но и развитие индивидуальных возможностей каждого ученика в различных областях знаний, создание условий для его социализации.
Основная задача на начальном этапе задумки такого движения – интеграция усилий всех субъектов образовательного процесса, направленных на создание таких условий.
Фестивальное движение развивается по направлениям: интеллектуально познавательное, художественно эстетическое, спортивно оздоровительное, профессионально – трудовое обучение, экологическое, каждое из которых имеет четко поставленную цель.
Цель направления «Интеллект»: создание условий для организации интеллектуальной деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей.
Задачи:
1) развивать познавательно исследовательскую и продуктивную деятельность, творческое воображение и мышление;
2) расширять кругозор учащихся.
Формы проведения Фестивального движения в этом направлении: предметные и межпредметные олимпиады, практические конференции по защите проектов, шашечные турниры, интеллектуальные игры.
Цель направления «Творчество»: создание условий для развития творческих способностей и самореализации участников фестиваля средствами художественно эстетической направленности.
Задачи:
1) активизировать творческую деятельность учащихся, педагогов, родителей;
2) создать среду творческого общения участников;
3) формировать эстетический вкус учащихся.
Формы проведения Фестивального движения в этом направлении: тематические конкурсы рисунков разными материалами и различными техниками исполнения, конкурс народных костюмов, конкурсы поделок.
Цель направления «Экология»: создание условий для развития экологических знаний обучающихся, воспитание бережного отношения к природным объектам родного края.
Задачи:
1) формировать духовно нравственное отношение к культурному наследию своей семьи, своей родины;
2) прививать любовь и бережное отношение к природе.
Формы проведения Фестивального движения «Экология»: защита проектов на экологическую тему, конкурсы рисунков, выставки поделок из природного материала, экологическая эстафета, конкурс стихов о природе.
Цель направления «Физкультура»: создание условий для развития спортивных способностей учащихся, повышение интереса к занятию различными видами спорта.
Задачи:
1) формировать базовые представления о здоровом образе жизни традиционных видах физической активности;
2) формировать навыки участия в занятиях физкультурой, спортивных играх, спортивных праздниках;
3) развивать волю, целеустремлённость, выносливость, настойчивость учащихся через участие в спортивных занятиях.
Формы проведения Фестивального движения «Физкультура»: малые летние и зимние олимпийские игры, лыжные гонки, легкоатлетические забеги, «Весёлые старты», соревнования по прыжкам в длину, в высоту, на скакалке, первенство игровых видов спорта.
Цель направления «Труд»: создание условий для развития трудовых и начальных профессиональных навыков обучающихся, повышение интереса к изучению профессии.
Задачи:
1) формировать интерес к изучению основ профессии;
2) формировать трудовые навыки;
3) прививать любовь к труду.
Формы проведения Фестивального движения «труд»: практические конференции по защите проектов обучающихся по профессионально трудовому обучению, олимпиады по профилям трудового обучения, конкурсы профессионального мастерства.
Таким образом, фестивальное движение является системой, интегрирующей пять направлений деятельности, ориентированную на всех субъектов образовательного пространства, с широким спектром форм, имеющую свою атрибутику и нормативно правовую базу.
Учащиеся обводят буквы разного размера. Важно научить ребёнка обводить букву не хаотично, а по способу её написания. При этом отрабатываются понятия «сверху вниз», «слева направо».
Далее можно использовать метод «точек». На букве, построенной из отдельных элементов, при помощи фишек наносятся точки в начале элемента и в конце. Затем элементы буквы убираются, а точки остаются. Дети, соединяя точки между собой, восстанавливают образ буквы. Точки для каждой буквы располагаются в определённых местах, они являются одновременно и опорами, и ограничителями, и сигналами для написания буквы. Так, для написания буквы К ставится только пять точек, а для буквы Р – четыре. Ставятся эти точки всегда в одном и том же месте, ученик, глядя на них, вспоминает букву. Руки учащихся настолько слабы, что проводить линии карандашом, ручкой они сразу не могут. Поэтому целесообразно сначала писать фломастерами разного цвета.
После этого ученики пробуют печатать букву без точек на нелинованной бумаге, на дощечках для рисования («Волшебный экран»), на школьной доске. Буквы получаются большого размера, но главным действием здесь является направление движений руки, порядок написания элементов, их расположение. При этом учитель диктует «палочка, животик, палочка» – буква Ы; «палочка, голова, ножка» – буква Я. Слова для диктовки могут быть другими, но целесообразно употреблять в речи простые, доступные, «игрушечные» слова, которые в дальнейшем говорящие дети сами себе диктуют во время начертания буквы.
Следующий этап работы заключается в том, чтобы ограничить букву определёнными размерами. Для этого можно использовать метод «точек» гораздо меньшего размера, чем ранее. Далее дети учатся соблюдать размер буквы на прочерченной полоске – «домике». Нижняя полоска – «пол», на ней буквы стоят. Верхняя полоска – «крыша», выше нельзя. Так ученики учатся соблюдать строчку, величину букв.
Постепенно ученики привыкают писать знакомые им буквы без опор, определённого размера, соблюдая правило «сверху вниз», «слева направо».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)