- Польша. Модели финансирования
Согласно имеющимся данным, программы поддержки занятости и сопровождения на рабочем месте выполнялись в Польше в ограниченном объеме. Основное финансирование для этих программ поступает из Европейского социального фонда и государственного бюджета (государственного фонда реабилитации людей с инвалидностью и Фонда труда).
В национальной программе реформ предусмотрено финансирование от Европейского социального фонда для проектов, направленных на разработку руководящих принципов по планированию помещений и оборудования и приспособления рабочих мест к особым потребностям людей с инвалидностью, а также руководящих принципов по найму, подготовке и наблюдению за работоспособностью специалистов по сопровождению на рабочем месте.
Предоставление услуг - организационные аспекты
Поддержка по занятости в Польше предоставляется преимущественно неправительственными организациями и местными органами власти, а Государственная служба занятости играет в этом менее активную роль, чем в других странах. Вместе с тем, на Государственную службу занятости возложена задача по предоставлению услуги по занятости людям с инвалидностью. Одной из проблем является то, что люди с инвалидностью не особенно рассчитывают на помощь со стороны. Важной особенностью Государственной службы занятости в Польше является ее децентрализованная структура, в рамках которой органы местного самоуправления имеют значительные полномочия.
После проведения реформы по децентрализации службы занятости местные (уездные) центры занятости начали отчитываться перед мэрами и главами уездов. Однако региональные управления Государственной службы занятости осуществляют надзор за работой центров занятости на уровне уездов. Эти центры должны иметь определенные общенациональные правила и стандарты.
В то же время, бюджет таких центров формируется органами власти соответствующего уровня. Достаточно распространенной проблемой является недофинансирование. Также есть опасения, что децентрализация привела к большим разрывам в качестве предоставления услуг и деятельности центров. Средства из местных бюджетов могут использоваться для того, чтобы привлекать подрядчиков к предоставлению услуг уездных центров занятости, но обычно местные власти этого не делают, потому что считают, что так получается дороже.
Как было отмечено, в Польше не существует комплексной системы поддержки занятости, но в последнее время разрабатывается и внедряется все больше проектов в этой сфере.
Ассоциация людей с инвалидностью Вроцлава реализует Проект сопровождения на рабочем месте, в рамках которого людям с умственными ограничениями и психическими заболеваниями оказывается поддержка для поиска и сохранения рабочего места на открытом рынке труда.
Хорошим примером такой деятельности является работа центров консультирования по вопросам карьеры и поддержки лиц с умственными ограничениями, которая поддерживается Ассоциацией людей с умственными ограничениями в 10 городах Польши. Это учебные учреждения и агентства занятости, работающие в сфере занятости и консультаций по вопросам кадров и карьеры.
Государственный фонд реабилитации реализовал новую целевую программу «Сопровождение на рынке труда - поддержка занятости для людей с инвалидностью». Одна из ее основных задач - разработать модель агентства по поддержке занятости. Эта программа была направлена на органы местного самоуправления и неправительственные организации.
Требования к отбору клиентов / целевые группы
В соответствии с законодательством, люди с инвалидностью имеют право на доступ к услугам по занятости. Но, в Государственную службу занятости обращается немного людей с инвалидностью. Лица с инвалидностью, которые ищут работу, используют альтернативные способы получить работу на открытом рынке, в том числе с помощью неправительственных организаций или иных инициатив органов местного самоуправления.
Большинство людей с инвалидностью работают на «защищенных» рабочих местах (в «мастерских»). Несмотря на то, что они имеют право на помощь Государственной службы занятости и на другие услуги, показатель занятости людей с инвалидностью в Польше является очень низким. По разным данным, он составляет от 22,4 до 34% (при этом в среднем в странах Евросоюза занятыми являются 47,3% людей с инвалидностью, а в Швеции, Люксембурге и Финляндии - более 60%).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)