- Чехия. Уровни и виды поддержки
Работодатели
Для работодателей предлагаются следующие инициативы:
- выплаты для компаний, более 50% штата которых имеют инвалидность (в таких случаях предоставляется субсидия в размере 8 тыс. крон в месяц на человека);
- создание «защищенных» рабочих мест - поддержка по созданию рабочего места и предоставление специального оборудования - объемом до 12 средних зарплат на лицо (разовая выплата);
- обеспечение транспортом и субсидиями;
- субсидии на выплату зарплаты для рабочих мест на открытом рынке труда, где заняты люди с инвалидностью - которые определяются как общественно-полезные рабочие места - для людей, которые нуждаются в специальной помощи (в размере 100% зарплаты за год). Работодатели также могут получить субсидию на выплату зарплаты за создание такого рабочего места или для лиц, которые хотят стать самозанятыми (работодатели утверждают, что эти процедуры являются слишком сложными);
- снижение налогов - работодатель (или же - занятое лицо) имеет право на сокращение налога на доходы в фиксированном объеме 18 тыс. крон в год (для людей с менее тяжелой степенью инвалидности). Для людей с тяжелой инвалидностью налог ежегодно сокращается на 60%. Кроме того, работодатели могут платить в фонд социального страхования на 6 тыс. крон в год меньше за каждого работника с инвалидностью.
Лица, которые ищут работу
Все люди с инвалидностью имеют право на получение услуг Государственной службы занятости и услуг по поддержке занятости. Лица, которые ищут работу, могут получить субсидии и поддержку для проезда, льготы на оплату жилья и проезда, освобождение от налогообложения, поддержку от личного помощника по поиску работы. Они также имеют право на гибкие условия получения пенсии по инвалидности, которая может сохраняться и после трудоустройства, и гибкие условия работы. Все активные меры на рынке труда, на которые имеют право другие соискатели, доступны и для людей с инвалидностью, но такие люди также могут при необходимости получить дополнительную поддержку. Законодательство Чехии определяет стандарты минимальной оплаты труда для работников с инвалидностью, и они могут продолжать получать пенсию по инвалидности и после трудоустройства. И законодательство об уменьшении налогообложения, и законодательство о системе квот имеют мощные стимулы, поощряющие работодателя нанимать людей с инвалидностью. Но, у работодателей есть механизмы, как обойти систему квот.
Мониторинг и оценка
Статистические данные, имеющиеся в Чехии, содержат только общую информацию о количестве людей с инвалидностью, зарегистрированных как те, кто ищет работу, количестве вакансий, подходящих для людей с инвалидностью, и количестве людей, которые могут претендовать на одну вакансию. В том, что касается работающих людей с инвалидностью, собираются только статистические данные по количеству новых рабочих мест в «мастерских». Так же нет общих данных о том, насколько работодатели соблюдают квоты на трудоустройство людей. В Чехии нет государственного учреждения или управления, ответственного за исследования того, насколько в равном положении находятся люди с инвалидностью, и за сбор соответствующих данных и статистики.
Пример надлежащей практики
Сначала клиент (человек с инвалидностью) прошел первое собеседование со специалистом по поддержке занятости (специалистом по сопровождению на рабочем месте) из агентства по поддержке занятости. Его приняли в проект, но в связи с длинной очередью сообщили, что необходимо подождать от трех до шести месяцев перед тем, как специалист начнет активно искать работу для него. В это время они составили для клиента план действий по возвращению на рынок труда и провели обсуждения для определения того, какая работа ему подходит. Потенциальный работник продолжал участвовать в клубе по поиску работы в Государственной службе занятости как лицо, которое активно ищет работу.
В одной частной оптовой торговой компании, общий штат которой составлял 150 работников, в отделе упаковки на испытательном сроке уже работал стажер из того же агентства по поддержке занятости. Учитывая недостаток мотивации и несоответствие условиям работы, его назначение на эту должность было не очень эффективным, и поэтому работодатель решил не нанимать стажера на постоянную работу. Однако работодатель был поражен высоким уровнем сотрудничества с агентством по поддержке занятости, поэтому он снова предложил эту вакансию этому агентству, чтобы оно поискало более подходящего работника. Рабочее место находится на окраине Праги в промышленной зоне, где плохо развита система транспортного сообщения. Специалист по сопровождению и клиент посетили компанию для собеседования, клиент рассказал работодателю о своих интересах и умениях. Было решено, что он поработает на испытательном сроке в отделе упаковки. Эта работа очень подходила клиенту, и когда после первого рабочего дня работодатель и коллеги увидели, насколько он мотивирован, они согласились подписать договор на неполную занятость со стандартным трехмесячным испытательным сроком.
Но работодатель помнил о предыдущем негативном опыте с первым кандидатом, который был предложен агентством по поддержке занятости. Поэтому он настаивал, чтобы специалист по сопровождению на рабочем месте взял на себя полную ответственность за предоставление поддержки и внимательно наблюдал за работой своего клиента до тех пор, пока он не будет полностью интегрирован в работу компании, и не начнет работать эффективно. Работодатель был особенно обеспокоен по поводу поддержки, которая была нужна кандидату для того, чтобы приспособиться к условиям работы, и подчеркивал, что ему нужно приспособиться, поскольку он не может изменить внутреннюю организацию компании и условия этого рабочего места.
Другой проблемой был транспорт: клиенту нужно было привыкнуть к тому, чтобы ездить на метро. Кроме того, рассматривался вопрос о надлежащей рабочей одежде. Эти вопросы были решены в сотрудничестве со специалистом по сопровождению на рабочем месте, работодателем и социальным помощником по поддержанию жизнедеятельности на рабочем месте. Специалист по сопровождению и работник должны проводить регулярные разговоры по поводу надлежащего профессионального поведения и поведения по отношению к коллегам. В течение первых недель после трудоустройства специалист по сопровождению также работал с клиентом над тем, чтобы он научился должным навыкам и технологиям упаковки и базовым навыкам работы на компьютере. Он приходил на рабочее место дважды в неделю, а позже частоту таких визитов было уменьшено до одного дня в неделю (в течение следующих шести месяцев). Возможно, работник всегда будет нуждаться в помощи других, и сейчас одному из сотрудников компании дали специальное задание наблюдать за действиями работника с инвалидностью. Особое внимание обращается на то, чтобы он не работал слишком много или слишком быстро, а взамен поддерживал устойчивый и управляемый темп.
Бывший клиент агентства по поддержке занятости работает на этой должности уже два с половиной года и имеет постоянное трудовое соглашение. Он надеется работать здесь еще долго, ему очень нравится его работа и условия в компании. Он работает две смены по 6часов в неделю. В соответствии с законодательством Чехии, он продолжает получать полную пенсию по инвалидности. Его зарплата выше, чем минимальная, а работодатель платит меньше налогов, поскольку он дает работу человеку с инвалидностью. В соответствии с законодательными обязательствами о квотах, этот работодатель должен нанимать не менее шести работников с инвалидностью, поэтому трудоустройство этого лица способствует достижению соответствующего требования, предусмотренного квотой.
Этот пример свидетельствует о важности хороших отношений между агентством по поддержке занятости и работодателем, а также демонстрирует, насколько важно, чтобы агентство взяло на себя ответственность за процесс интеграции работника в компанию. Помощь агентства позволила найти надежного работника с инвалидностью и выполнить требования законодательства о квоте. Качественное индивидуальное сопровождение со стороны специалиста во время и после трудоустройства способствовало успешной интеграции на рабочее место и налаживанию эффективных рабочих взаимоотношений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)