Школьная культура и ситуативные условия проведения изменений
Почему школы выбирают разные пути перемен? Главная причина в том, что учителя оценивают нововведения по тому, насколько они подходят под эту культуру. Культура - это действия и артефакты, произведенные обществом, которые остаются в истории. Культура является творением человека, она устанавливает знания (на основании обобщений и нашего знания), доступные для нашего понимания и удобные для использования.
Элементы школьной культуры:
- история школы;
- ожидания со стороны общества;
- лидерство;
- стандарты для усовершенствования;
- оценки работы учителей.
Понятие культуры охватывает не только уникальную атмосферу учебного заведения, но и более широкую социальную культуру, в которой находится и функционирует школа. На основе такого расширенного понимания культуры создана модель лидерства и культуры, в которой признается влияние культуры большинства или доминирующей общественной культуры на лидерские процессы в рамках организационной структуры и культуры учебного заведения.
Межкультурная, сосредоточенная на школе модель, состоит из четырех элементов - это организационные структуры, лидерство и менеджмент, учебный план, обучение и преподавание. Они находятся в пределах школы, которая окружена организационной культурой. Школьная граница отделяет эти два внутренних круга от двух внешних – региональной культуры и национальной культуры.
В интегрированной модели человеческого развития представлены осознанный, поведенческий, культурный на социальный аспекты индивидуальной и коллективной человеческой деятельности.
Исходя из концепции и на основе тезиса о том, что индивид, прежде всего, стремится удовлетворить собственные потребности, перед тем как начать интересоваться проблемами своей общины и широкого общества, мы рассматриваем жизнь школы как циклы развития. Ученики, родители и, по крайней мере, некоторые учителя в своем привлечении к школьной жизни проходят определенные циклы, а начало учебного года в этом процессе является своеобразной точкой отсчета, поэтому мы считаем, что всегда существует первый этап.
На первом этапе - индивидуальная мобилизация - ученики и учителя начинают формировать свое видение школы и своего места в ней. Учитель осознает себя как специалиста благодаря своей практике и в процессе применения приемов педагогического вмешательства в отношении учащихся. С развитием межличностных отношений ученики и учителя постепенно пересматривают их представления друг о друге и о себе, которые когда-то воспринимались как должное. Следствием такого углубленного осознания могут стать более высокие ожидания учителя по ученической успеваемости. Разработка учебного плана, учитывающего культурные и языковые различия детей создает условия для самореализации учащихся и ведет к выявлению расизма, предвзятости и другого стереотипного поведения.
На втором этапе - развитие общества - школьная культура развивается дальше и, кроме элементарных вопросов индивидуальной безопасности, начинает охватывать новые аспекты, а именно: улучшение имиджа школы в местной общине (или насколько эффективной воспринимается школа в общине), привлечение родителей к содержательному участию. Здесь директор выступает в роли катализатора, он готов настаивать на своих убеждениях и побуждает учителей к сотрудничеству в обучении детей. Благодаря созданию групп для обмена педагогическим опытом и применению других подобных подходов, школьная культура для учащихся и учителей приобретает глубокий личностной смысл, и они берут на себя ответственность за сохранение [школьной] культуры. В процессе становления школьного общества и по мере того, как школа начинает играть значительную роль в жизни местного сообщества становится понятно, что для определения влияния школы важно учитывать фоновые факторы и предыдущие достижения с помощью соответствующих моделей добавленной ценности, школа превращается в центр здорового общества.
На третьем этапе - создание благоприятной среды - школа начинает сосредотачиваться на результатах, например, на общей оценке ученических достижений в рамках провинции, или на позиции в рейтингах учебных заведений и на том, как такие меры воспринимаются внешней общественностью. В процессе оценки работы школы, в частности, берется во внимание ее способность повышать уровень учебной успеваемости среди всех групп учащихся. Результаты тестов используются для разработки положений и процедур. Благодаря этому решение впоследствии принимаются на основе фактического материала. Руководствуясь в процессе принятия решений фактами, а не предубеждениями, учителя постепенно начинают более объективно подходить к оценке способностей ученика, не судить о них через призму модели недостаточности.
На четвертом этапе школа полностью сосредоточивает внимание на учебной деятельности учащихся. Школа и родители знают о потребностях детей и решают прилагать усилия для поиска существующих ресурсов извне. Чтобы быть способной к таким дополнительным усилиям и предпринимательским действиям во внешней среде, школа должна сначала решить все внутренние проблемы и зафиксировать четкие общие цели в своем бюджете. В учебном заведении практикуется проведение специально разработанных психологических тестов и тестов на выявление уровня способностей, а индивидуальные потребности удовлетворяются путем составления индивидуальных учебных планов. Создаются ученические и родительские группы поддержки, которые проводят адвокационную деятельность. Выступая от имени школы и представляя ее интересы, родители лучше знакомятся со школьными программами и активнее присоединяются к ним.
Образовательные изменения - это не статичный процесс, где школа может выйти на определенный уровень эффективности и, как организация, довольствоваться достигнутым. Она двигается вперед постепенно, и это движение графически напоминает спираль. В процессе реформирования элементы образовательной реформы время от времени пересматриваются, но на момент каждой интеракции контекст внедряемых изменений продвигается дальше.
На пятом этапе индивид привлекается к активной рефлексии себя и осознания ценностей. Учеников через самопознание также побуждают задуматься над своим местом не только в школе или местной общине, но и в мире в целом.
На шестом этапе центр внимания перемещается из знаний о себе на ответственность перед обществом. Оказывая необходимую поддержку, учеников поощряют работать над составлением «повестки дня» активного гражданина, что дает им возможность приобщиться к реальным вопросам и проблемам местной громады, а также страны и международного сообщества.
На седьмом этапе деятельность по внедрению социальных изменений становится неотъемлемой составляющей повседневной жизни учебного заведения. Достижение весомых общественных целей теперь рассматривается не просто как работа небольшой группы энтузиастов из числа учителей и учеников, а как смысл существования самой школы. Такое целенаправленное содействие социальным изменениям превращается в часть философского фундамента школьного заведения, и на достижение этой цели выделяются кадровые и другие ресурсы.
По сравнению с предыдущим этапом, на завершающем восьмом этапе организационная цель становится частью индивидуальной цели каждого школьника. На практике это проявляется в деятельности учащихся для реализации социальных изменений, когда учителя будто отходят на задний план и дают им возможность самостоятельно формировать собственную оценку проблем социальной справедливости и равенства и принимать меры для их решения. В деле создания заботливой общины роль каждого человека очевидна, и каждый человек несет за это ответственность.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)