Устойчивое лидерство
Термин «устойчивость» был впервые введен в начале 80 х годов и касался защиты окружающей среды. Устойчивым называли общество, которое способно удовлетворять свои потребности, не сбавляя возможностей для удовлетворения потребностей будущими поколениями. Недавно этот термин позаимствовали и начали употреблять его в плоскости образовательного лидерства.
Чтобы сохранять и приумножать достижения и одновременно углубляться в процесс более фундаментального реформирования образовательной системы в целом, необходимо устойчивое лидерство, или появление специалистов. Это лидеры, которые интенсивно трудятся в собственных школах и одновременно не теряют связи с общей системой, ее контекстом и активно приобщаются к ее улучшению. Для реализации изменений в школах и школьных системах лидеры должны иметь опыт взаимодействия с другими частями системы. Сегодня видение роли директора только как учебного лидера в школе слишком узкое чтобы выдержать вес реформ.
Постоянство - это способность образовательной системы решать сложные задачи непрерывного совершенствования в соответствии с глубокими общечеловеческими ценностями. Приводится восемь элементов устойчивости.
- Общественная услуга с моральной целью - готовность поднять планку и преодолеть разрыв в уровне знаний, относиться к людям с уважением и пытаться улучшать среду, в том числе и школы.
- Готовность менять контекст на всех уровнях.
- Горизонтальное развитие способности через сети сотрудничества.
- Новые вертикальные отношения, построенные на взаимозависимости и предусматривающие развитие способности и подотчетность, в частности путем самооценки.
- Глубокое обучение через обмен интересными идеями и благодаря существованию культуры совместного поиска.
- Готовность работать над достижением краткосрочных и долгосрочных целей.
- Циклическая активизация (поскольку набор стратегий, которые приносили успех на первых этапах, могут быть непригодными для поднятия на более высокие уровни).
- Мощный лидерский ресурс для одновременного введения всех семи предыдущих элементов, которые должны усиливать и влиять друг на друга.
Для некоторых руководителей один стиль или подход к лидерству может соответствовать всем их потребностям, однако, на практике большинство применяют несколько лидерских стилей. Успешные лидеры адаптируют и приспосабливают свою лидерскую практику в соответствии с изменяющимися потребностями и ситуаций. По мере того, как школа развивается и меняется, обязательно понадобятся различные лидерские подходы; также будет возникать потребность в новых источниках лидерства для обеспечения дальнейшего развития.
Измерения учебного лидерства - определение миссии и информирование о ней; управление процессом выполнения учебной программы и преподавания; осуществление надзора за преподаванием или рефлексия к нему; мониторинг ученических успехов, а также содействие созданию соответствующей учебно-воспитательной среды - все это формирует соответствующее основание для выполнения этих ролей таким образом, чтобы способствовать достижению инклюзии.
Для того, чтобы создать инклюзивную школу, нужно чтобы все заинтересованные лица размышляли над ее миссией. Чего пытается достичь школа? Каким образом о ее целях информируется школьное сообщество и люди за его пределами?
Директор должен собирать точки зрения и информацию о конфликтах, проблемах и вызовах, о которых сообщают работники школы, и которые касаются выполнения текущей миссии. Необходимо определить, как надо достигать соответствия между текущей миссией школы, индивидуальными убеждениями и ценностями, чтобы способствовать воплощению в жизнь инклюзивной практики. Совместными усилиями работники школы должны осознать, где можно внедрять инклюзию и как она способна изменить миссию школы.
Цели, которые широко разделяются и имеют личное значение, стимулируют педагогов к совместным усилиям, направленным на выполнение школой своей миссии. Одинаковое понимание миссии и ее связи с инклюзией повышает готовность педагогов принимать соответствующие действия для эффективного обслуживания потребностей учащихся и родителей. Если директор воплощает в жизнь общую миссию, то в повседневной жизни школы признаются принципы справедливости, толерантности, заботы и уважения к другим.
Коллективное понимание миссии и каждого из четырех измерений, которые остаются, можно достичь за счет активного участия в обсуждении и рефлексии. Здесь может возникнуть потребность во взаимодействии между отдельными лицами, командами и преподавательским составом в целом. Директор может направлять это взаимодействие или привлекать других к профессиональному развитию. Часто к решению проблем можно применять подход, который требует использования формата принятия решений. Например, директор или лицо, ответственное за повышение квалификации персонала, может предложить три различных сценария, каждый из которых состоит из ситуаций, касающихся инклюзии, которые уместны для конкретной школьной команды или для всего преподавательского состава. Применение измерений учебного лидерства для этих сценариев создает весомое основание для их использования в повседневной деятельности школы.
Эффективные директора пытаются осуществлять управление выполнением учебной программы и процессом обучения, направляя свои усилия на вопросы, связанные с образованием, а не с административной деятельностью. Этого можно достичь предоставляя знания, информацию, материалы и ресурсы, оказывающие помощь в работе учителям и другим членам педагогического коллектива, которые выполняют миссию школы. В случае инклюзии возрастает потребность в разъяснении того, как совпадают: школьная учебная программа, практические подходы к обучению, потребности групп школьников и отдельных учеников, а также требования нормативных документов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)