Множественный интеллект
Множественный интеллект
Теория предполагает восемь четких критериев, приводящихся ниже по материалам работ Денига (Denig). Интеллектуальная способность является продуктом деятельности мозга. Она прослеживается в нашей эволюционной истории. Такая интеллектуальная способность должна быть представлена определенной базовой операцией или серией операций, которые ассоциируются с этой интеллектуальной способностью. Также, она может быть выражена системой символов. Для такой интеллектуальной способности должна быть характерна своя траектория развития, ведущая к мастерскому владению ею. Ярким примером такой интеллектуальной способности есть вундеркинды, умственно отсталые люди, проявляющие незаурядные способности в определенной области («ученые идиоты») и другие выдающиеся личности. Наличие такой способности независимого от других способностей, должно подтверждаться данными экспериментальной психологии. Кроме того, она подтверждается психометрическими тестами.
За последние несколько десятилетий специалист по когнитивной психологии из Гарвардского университета Говард Гарднер, исходя из всего богатства умений и способностей человека, разработал теорию, которая получила название «теория множественного интеллекта». В ее основе лежит предположение о большом количестве различных талантов или знаний, способных обогатить жизнь человека и помочь ему эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Итогом исследований ученого стали восемь типов интеллекта:
1) визуально-пространственный - способность точно воспринимать визуально-пространственный мир и изменять предыдущие образы или манипулировать ими;
2) кинестетический - способность контролировать движения собственного тела и искусно оперировать физическими предметами;
3) музыкальный - способность создавать и воспринимать ритм, высоту тона и тембр, а также различать формы музыкального выражения;
4) межличностный - способность распознавать настроения, темпераменты, мотивации и намерения других людей и должным образом на них реагировать;
5) внутриличностный - знание собственных чувств, сильных сторон и недостатков , намерений и способность руководствоваться этим знанием для определения собственного поведения;
6) логико-математический - способность различать логические или числовые модели и понимать и выстраивать длинные цепочки умозаключений;
7) вербально-лингвистический - чувствительность к звукам, ритмов и слов; умение распознавать различные функции языка;
8) натуралистический - способность различать растения, животных, камни и другие явления окружающего мира подобно той, которая используется для понимания природы и определения представителей флоры и фауны.
Таким образом, в области образования теория множественного интеллекта внедряется на уровне методики, согласующейся с ее принципами и стандартами.
Осуществлять методические изменения в куррикулум необходимо таким образом, чтобы они позволяли использовать таланты учеников одинаковым способом, одновременно и за тот же промежуток времени. Ведь одни ученики предпочитают целостный (холистический) подход к обучению, а другие - аналитический; дети аддитивного, визуального, тактильного или кинестетического типов воспринимают, закрепляют и сохраняют полученные знания с помощью индивидуальных доминирующих каналов восприятия.
Учителю важно помнить о множественной природе интеллектуальных способностей. В частности, Каган (Kagan) приводит десять причин для обоснования этого принципа. Например, использование теории множественного интеллекта в обучении поможет лучше подготовить детей к сложным реалиям жизни завтра, куррикулум необходимо сделать доступным для всех учащихся; а отдельное предметное направление должно стать интересным для детей и поощрять их к познанию. И это только три такие причины. В преподавании следует ориентироваться на способности детей и их способы обучения. С другой стороны, энтузиазм учителя и использование активных методов помогут сделать еще один шаг к повышению ученических достижений. В теории множественного интеллекта вместо вопроса о наличии у детей способностей вообще, на первый план выходит другое - в чем эти способности проявляются. Подавляющее большинство педагогов убеждены, что дети способны учиться. И теория множественного интеллекта не только отражает эту уверенность, но и предоставляет средства, методики для приближения их учебных успехов.
Реализация потенциала этой теории в образовании можно продемонстрировать на примере работы одного учебного округа. Там введена новая концепция обучения и уделяется большое внимание комплексной оценке его результатов. Оценка осуществляется на ряду широких критериев на разных уровнях. Оно связано с реальной жизнью и учитывает особенности учебной деятельности. Кроме того, используются различные виды оценки, позволяющие получать подробные и точные данные об объеме усвоенных знаний, умений и навыков и о самом процессе обучения.
Педагогический одной из школ разработал куррикулум на основе теорий Гарднера. В ней акцент сделан на способности и талантах учеников. Этот куррикулум предусматривает сквозное преподавание предметов с применением единого комплекса учебных стратегий. По результатам исследования пришли к выводу, что недостатки стандартизированного тестирования побудили учителей создать альтернативные методы оценки, которые обеспечивают дополнительную информацию качественного характера об ученических достижениях и эффективности обучения.
Любое оценивания формальное и неформальное должно быть аутентичным. В этой связи следует заметить, что теория множественного интеллекта и построенные на ее основе формы оценки не противоречат цели стандартизированного тестирования. Они лишь обеспечивают набор альтернативных педагогических методик, которые помогут детям и учителям реализовать свой потенциал, способности и таланты параллельно с достижением целей куррикулума.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)