Исследование динамики развития перцептивно-когнитивных функций умственно отсталых детей
Проблеме диагностики состояния познавательных процессов у детей с разным уровнем интеллектуального развития посвящены многочисленные исследования. Наличие нарушений перцептивно-когнитивных функций у детей целесообразно определять по объективным параметрам сенсомоторных реакций, которые играют ведущую роль в онтогенезе высших психических функций ребенка.
Зрительные сенсомоторные реакции (простая, сложная, содружественная) используются в психофизиологической диагностике для определения наличия баланса основных нервных процессов - возбуждения и торможения, а также для определения состояния психомоторного развития ребенка. Несмотря на то, что у умственно отсталых детей наблюдается дисбаланс основных нервных процессов и нарушение психомоторного развития, объективные параметры зрительных сенсомоторных реакций (их латентные периоды), имеют диагностическое значение для определения степени нарушений перцептивно-когнитивных функций при пороках интеллекта.
Сенсомоторные реакции отражают единство нейрофизиологических и психических процессов и взаимодействие сенсорных и двигательных составляющих при исполнении всех видов психической деятельности человека. На основании сенсорной и кинестетической информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция всех видов психомоторики и становления когнитивных функций в процессе индивидуального развития ребенка. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта имеет целесообразно-приспособительный характер и одновременно является важнейшим условием оптимального взаимодействия и функционирования анализаторных систем мозга, что составляет основу для формирования адекватных образов окружающего мира.
Познавательная деятельность ребенка в значительной степени зависит от функционального состояния зрительной сенсорной системы и интегративной деятельности мозга. В связи с более сложным когнитивным процессом обработки информации в зрительной сенсорной системе время, затраченное испытуемым на осуществление двигательного акта при реакции различения, является большим по сравнению с простой зрительно-моторной реакцией.
Для того чтобы дать исходную оценку уровня перцептивно-когнитивного развития у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью по объективным параметрам зрительных сенсомоторных реакций, решались следующие задачи:
- Оценка психофизиологического состояния детей младшего школьного возраста с разным уровнем интеллектуального развития по объективным параметрам латентных периодов зрительных сенсомоторных реакций.
- Определение динамики развития перцептивно-когнитивных функций у умственно отсталых детей на основании объективных параметров зрительных сенсомоторных реакций (простой, сложной, содружественной).
- Разработка нового способа диагностики степени нарушений когнитивных функций у умственно отсталых детей на основании объективных параметров сенсомоторных реакций.
Психофизиологическое обследование детей с разным уровнем интеллектуального развития проводится по тесту «Сенсомоторные реакции» на основании определения объективных параметров зрительных сенсомоторных реакций (простой, сложной, содружественной) путем регистрации их латентных периодов.
Согласно использованной методической процедуре с помощью компьютерного оборудования определяются латентные периоды зрительных сенсомоторных реакций.
При регистрации латентных периодов простой зрительно-моторной реакции детям предъявляется один световой стимул, а при сложной зрительно-моторной реакции ребенку последовательно предъявляются световые сигналы красного и зеленого цвета. При появлении сигнала дети должны, как можно быстрее нажать на кнопку клавиатуры компьютера, стараясь при этом не делать ошибок (ошибками считается преждевременное нажатие кнопки и пропускание сигнала). Световой сигнал подается в достаточно случайные моменты времени, чтобы у ребенка не вырабатывался условный рефлекс на период, и при этом, световой стимул должен быть достаточно регулярным, чтобы каждый очередной сигнал для детей был ожидаемым. Дальше осуществляется собственно процедура психофизиологического обследования с тестом «Сенсомоторные реакции» и определяются латентные периоды всех видов зрительных сенсомоторных реакций.
Латентный период простой зрительно-моторной реакции определяется как среднее арифметическое по десяти проведенным пробам на каждый представленный световой стимул. Результаты заносятся в таблицу. Среднее значение латентного периода простой зрительно-моторной реакции является индивидуально-типологической характеристикой для каждого человека. Чем меньше этот показатель, тем выше возбудимость нервной системы и скорость динамики нервных процессов в психофункциональных системах мозга.
Латентный период сложной зрительно-моторной реакции определяется как среднее арифметическое по десяти проведенным пробам на каждый отдельный цвет. Результаты заносятся в таблицу. При выполнении методики сложной зрительно-моторной реакции исследуемый нажимает одну из кнопок клавиатуры и удерживает ее, фиксируя свое внимание на стимуле зеленого цвета (зеленого круга на экране монитора), а при появлении рядом с ним красного круга, ребенку нужно как можно быстрее тем же пальцем нажать вторую кнопку клавиатуры.
При проведении теста «Сенсомоторные реакции» у обследованных младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития регистрируются латентные периоды трех видов зрительных сенсомоторных реакций, а именно:
- простой сенсомоторной реакции - время нажатия ребенком кнопки при зрительном стимуле, который внезапно появляется (круг красного цвета на экране монитора);
- сложной сенсомоторной реакции - время случайного ответа ребенка на предъявление красного круга в одном из трех заданных положений;
- содружественной сенсомоторной реакции - регистрируется разница между латентными периодами двигательных ответов обеих рук ребенка при одновременном нажатии пальцами левой и правой руки двух кнопок Ctrl на клавиатуре компьютера при появлении светового стимула на экране монитора.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)