Современные проблемы интегрированного инклюзивного обучения в дошкольных учебных заведениях
Можно отметить необходимые условия обеспечения интегрированного и инклюзивного обучения:
- ребенок, который интегрируется, обязательно должен иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии относительно его диагноза и возможности инклюзии в коллектив здоровых сверстников (это значительно снизит риск возникновения конфликтов и даст возможность найти заведение, где ребенок может получить максимальную пользу для развития и здоровья при наличии специалистов (массажист, логопед и т.д.);
- педагог, в группу которого интегрируется ребенок с особенностями психофизического развития, должен получить первичную консультацию специалистов относительно диагноза, особенностей воспитания и физических ограничений для особенного ребенка, а при необходимости, иметь возможность систематически получать консультации специалистов и методические советы;
- необходимо провести разъяснительную работу с родителями воспитанников на основании нормативных актов, о возможностях воспитания детей с особенностями психофизического развития в общей среде;
- в старших дошкольных группах уместно в игровых формах проводить профилактическую и разъяснительную работу с воспитанниками (беседы, чтение художественных произведений, кукольные спектакли по собственным сценариям педагогов). Эта работа особенно необходима, когда ребенок с особенностями психофизического развития приходит в детский сад в возрасте 4-5 лет, и здоровые сверстники осознают, что новый воспитанник имеет определенные особенности;
- интегрировать ребенка с особенностями психофизического развития в общую среду необходимо как можно раньше, насколько позволяет диагноз и рекомендации специалистов, пока он еще не осознает своей «особенности».
Ребенок с особенностями психофизического развития может находиться в массовой группе дошкольного учреждения и получать реабилитационную, лечебную помощь в медицинском учреждении, в соответствии с диагнозом. Например, ребенок с незначительными нарушениями зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д., может посещать для лечения офтальмологический, логопедический, массажный кабинет детской поликлиники и посещать массовую группу дошкольного учреждения. Как правило, родители «особого воспитанника» информируют педагогов о специфике обучения их ребенка, предоставленной специалистами поликлиники. (Это может быть индивидуальная тетрадь для занятий с логопедом, коррекционные игры для зрения, ортопедическая обувь, специальная подушка при нарушениях опорно-двигательного аппарата и др.).
Если воспитатели используют советы специалистов, ребенок получает лечение и успешно адаптируется в массовой группе - можно считать инклюзивное обучение полноценным.
В комбинированных дошкольных учебных заведениях возможности интеграции практически максимальные и подбираются по принципу целесообразности, полезности, оптимальности, учета тяжести диагноза и принципа «не навреди!». Не все дети группы компенсирующего типа могут находиться в массовой группе в силу тяжести диагноза, а вот, наоборот, здоровые в специальной группе - это возможно. Когда здоровый ребенок попадает в группу компенсирующего типа - главное, чтобы он также получал пользу от такого пребывания.
Нахождение под одной крышей комбинированного заведения массовых и специальных групп предоставляет широкие возможности частичной и временной интеграции, накладывает на педагогический коллектив большую ответственность за организацию совместного обучения, воспитания и общения детей с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников, ведение разъяснительной и профилактической работы среди родителей. Проблемы общения детей возникают только в старших группах, а младшие не осознают своей «особенности», и не замечают ее в других.
Именно поэтому, наряду с поиском новых форм коррекционной работы, разрабатывается и программа духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, любовь к окружающим, дружба ведется с самого раннего возраста в непринужденной форме сказки или авторского кукольного спектакля, где демонстрируется образец вежливого поведения, уважения к старшим, помощи в беде и дружеских отношений. Все это за годы пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, с группы раннего возраста до старшей группы, и составляет фундамент, на котором можно формировать отношения с тем, кто «особый». А при правильно выбранной форме инклюзии не будет конфликтов и между родителями.
Практика показывает, что также положительным примером совместного обучения является частичная или временная интеграция здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития - когда дети спецгрупп вместе с детьми массовой группы проводят вместе больше времени. Это театральные представления, праздники, прогулки, экскурсии, игры. Здесь каждый чувствует себя полноценным, счастливым, равным, успешным ребенком, которого любят все окружающие. И не имеет значения, какую группу посещает ребенок, или какие проблемы имеет со здоровьем.
Подводя итоги первых лет внедрения инклюзивного обучения в детском саду комбинированного типа, можно уверенно сказать, что оно имеет свои преимущества, но есть определенные проблемы:
- не все воспитанники старших дошкольных групп и некоторые родители здоровых детей положительно настроены на помощь «особенному ребенку», на восприятие его равной и полноценной личностью;
- родители ребенка с особенностями психофизического развития иногда видят исключительно свои проблемы и считают, что все окружающие «должны делать именно так, как им хочется», потому что они устали дома с таким ребенком;
- педагог массовой группы, которая, в последние годы, переполнена воспитанниками, в связи с недостаточным количеством дошкольных учреждений, физически не может уделить «особенному ребенку» должное внимание и предоставить квалификационную помощь;
- не хватает методической литературы по организации воспитания и обучения в группе, где на условиях инклюзивного обучения находится малыш;
- низкий уровень материального обеспечения пребывания ребенка с особенностями психофизического развития в общей среде.
Чаще на практике, как инициаторами инклюзии, так и ее противниками выступают именно родители детей. Семья больного малыша очень радуется, увидев своего ребенка в общем педагогическом пространстве, потому что теперь можно всем говорить, что их ребенок посещает тот же садик (школу), что и все дети.
Один-два ребенка с тяжелыми нарушениями зрения, речи, задержкой психического развития, легкой степенью умственной отсталости, легкой формой детского церебрального паралича в массовой группе, особенно провинциального детского сада, - не редкость. Но пребывание в массовой группе ребенка с особенностями психофизического развития, который просто сидит в уголке, «чтобы не мешать», - это не инклюзивное обучение. В дошкольном учреждении таким детям педагоги уделяют повышенное внимание, с ними работают специалисты групп компенсирующего типа. Именно педагоги групп с инклюзивным и интегрированным обучением и родители детей с особенностями психофизического развития, чаще всего пользуются и услугами лекотеки дошкольного образовательного учреждения, которая становится консультативным, методическим советчиком и центром проката коррекционных игрушек.
Воспитатели, на условиях лекотеки, берут в группу именно те коррекционные игрушки, которые были рекомендованы специалистами, а также выполняют все рекомендации специалистов, например, относительно организации зрительного или слухового режима, проведения коррекционных игр в группе компенсирующего типа.
Если диагноз позволяет ребенку находиться в коллективе здоровых сверстников, то делать это надо как можно раньше, потому что в возрасте 2-х лет ребенок совсем не чувствует своей «особенности» - он адаптируется и интегрируется полноценно. Ребенок старше 3-х лет уже имеет негативный опыт общения со сверстниками на детской площадке и во дворе, где дети или смеялись над недостатком, или ужасались, не игрались, отходили от него. К тому же ребенок со страхом относится к любым разговорам взрослых шепотом, считая, что именно о нем сейчас говорят. Лишь спустя некоторое время, совместными усилиями всех: педагогов, детей, родителей детей группы ребенок становится полноценным и равным членом детского коллектива.
Итак, можно сделать вывод: все дети имеют право на образование, на обучение и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях. Малышам с особенностями психофизического развития интересно и полезно находиться вместе со сверстниками в детском саду, они многому учатся и сами обучают здоровых детей быть толерантными, добрыми и счастливыми.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)