Раздел 5. Коммуникация через поведение
Обзор раздела
Введение
План поведенческого вмешательства
Школьные правила поведения
Методика «круг поиска решения» и ее применение для решения проблем в школе
Введение
Человеку нужно во что-то верить, во что-то такое, что бы наполняло его настоящим вдохновением. Ему необходимо чувствовать, что его жизнь имеет смысл, что он нужен в этом мире.
Ханна Сенеш
Каждому ученику нужно непосредственно место, где он или она может быть
собой, познавать себя и делать важные шаги к собственной благополучной
жизни. Каждый ребенок должен чувствовать, что его ценят, что к нему прислушиваются и о нем заботятся. Приобретая такую уверенность, он постепенно развивается, учится ответственности и любви к другим. Поэтому для нас, педагогов, одной из главных задач должно быть создание атмосферы психологического комфорта в классе, где с помощью сверстников и учителя ребенок может составить реалистичное представление о себе и своем окружении, ответственно и конструктивно с окружением взаимодействовать, формировать здоровое самоуважение.
Иногда дети с особыми потребностями реагируют на определенные ситуации не так, как другие. Окружение же часто понимает их поведение неправильно, осуждают его, не представляя причины. В свою очередь, такие сильные реакции могут негативно влиять на самооценку ребенка и усложнять процесс его инклюзии. Существует ряд базовых принципов понимания поведения, в частности, следующие.
• Большинство поведенческих реакций являются приобретенными, поэтому их можно изменить.
• Поведение - это реакция индивида на его среду.
• Любое поведение всегда имеет определенную цель.
• Поведенческие трудности открывают новые возможности для обучения: с одной стороны, они дают нам больше узнать о ребенке, а с другой - дают ребенку шанс научиться лучше ориентироваться в коллективе.
• Среда может подкреплять проблемное поведение.
• Поведение - это способ коммуникации.
• Поведения, усвоенные на ранних этапах для решения разных жизненных ситуаций, позже могут оказаться непригодными.
Психологический срыв ученика - результат его стресса, который подпитывается реакциями окружающих людей. В ситуации стресса чувства ученика обостряются, своим поведением он пытается отгородиться от этих мучительных чувств. Взрослые ровесники, как правило, принимают такое поведение как негативное и реагируют на него также негативно. Такая реакция со стороны окружающих вызывает у ученика дополнительный стресс. Этот процесс мы называем циклом конфликта, видение которого помогает практически решить кризисную ситуацию, установив обоюдную связь между чувствами ученика, его поведением и реакциями на это поведение со стороны других людей в его окружении. Цикл конфликта образуется из таких действий ученика и реакций на них. Если его не разорвать, то он непременно дойдет своего пика - психологического срыва.
Глубокое понимание причин проблемного поведения ребенка позволяет составлять и внедрять более эффективную программу для него. Если ученик демонстрирует поведение, которое кое-кому сложно воспринимать, необходимо разработать план действий, учитывая причины таких поведенческих проявлений. При этом основной акцент в плане следует делать не на наказания, а на позитивные методы коррекции поведенческих проблем.
Ведущая роль в разработке планов коррекции проблемного поведения принадлежит администрации школьного округа и самой школе. «Администрация округа определяет философские принципы, положения и методики, которые школа имеет соблюдать и реализовывать в партнерском взаимодействии с работниками округа или при их консультативной поддержке ... Необходимо ввести также методику составления таких планов, которая предусматривает привлечение представителей общественности, родителей, персонала и учеников к процессу выработки надлежащих мероприятий в ответ на проявление проблемного поведения ». Следует заметить, что в каждом индивидуальном случае такое поведение служит средством выражения личных потребностей конкретного ребенка. Поэтому единого педагогического приема, одинаково эффективного для всех учеников, быть не может. Но благодаря слаженной командной работе школы, родителей, ресурсных педагогов, консультантов по поведенческой терапии и других специалистов, обеспечивающих сопутствующие услуги, можно понять причины проблемного поведения и разработать стратегии успешных
вмешательств с целью ее коррекции. Чтобы выяснить факторы, которые так или иначе вызывают проблемное поведение, нужно качественное оценивание. Однако важно помнить: то, что мы наблюдаем, не всегда является стимулом проблемного поведения. Например, если, получив карточку с заданием, ученик демонстрирует плохое поведение, то причина его не всегда - сама карта. Возможно, такой поведенческий проявление обусловлено тем, что ученик не знает, как выполнять задачи и боится поражения или насмешки. Или инициирующий фактор не имеет никакого отношения к карточке. В такой ситуации следует проанализировать проблемное поведение с разных позиций, и чем больше аспектов вы учитываете, тем лучше. Для определения причин нежелательного или ненадлежащего поведения полезно поразмышлять над такими вопросами.
• Связано ли проблемное поведение с дефицитом навыков
• Возможно, ученик обладает необходимыми навыками, однако по той или иной причине не желает или не осознает необходимости модифицировать свое поведение (Например, когда ребенок учится вести себя определенным образом на уроках у одного учителя, но ему сложно переносить это поведение на другие ситуации).
План поведенческого вмешательства
План поведенческого вмешательства может быть составной индивидуального учебного плана или основной его целью. Разработке плана поведенческого вмешательства предшествует всесторонняя оценка выявление дефицита навыков у ребенка и выяснения факторов, инициирующих проблемное поведение. Указанный план вмешательства направлен на формирование и дальнейшее применение практических навыков, которыми должны обладать учащиеся, чтобы вести себя подобающим образом. Такой подход эффективнее других видов планов, преимущественно ориентированных на контроль поведения. Родители также принимают участие в оценке и составлении планов поведенческого вмешательства или ИУП. Им об этом необходимо помнить.
1. Определение специфических проявлений проблемного поведения (например, Джонни начинает плакать, когда на уроках музыки звучит музыкальное произведение).
2. Определение возможных последствий проблемного поведения (например, прекратить посещение уроков музыки для Джонни, но впоследствии вновь привлекать его к урокам благодаря выработке стратегии саморегулирования.
3. Обучение более приемлемого альтернативного поведения - заполнение дефицитов навыков или решения проблемы, связанной с недостаточной мотивацией применить набор нужных навыков (например, одевать наушники, чтобы не слышать звука и / или на уроке музыки выйти из класса на некоторое время и выполнить несколько активных упражнений).
4. Внесение изменений в учебный расписания и методики (например, Джонни позволяют не посещать уроки музыки или посещать их частично, постепенно увеличивать период пребывания в классе во время этих занятий; с целью саморегулирования одевать наушники или выходить из класса и выполнять активные упражнения).
5. Модификация физической среды (например, уменьшить громкость во время проигрывания музыки, выбрать произведение другого жанра и т.д.).
В своей статье на тему поведенческой терапии Дикси Джордан рекомендует ряд стратегий для осуществления поведенческих вмешательств.
-Остановись, расслабься, подумай. Эта стратегия помогает детям научиться обдумывать проблему, с которой они столкнулись, и находить способ ее решения. Ученики постепенно проходят следующие этапы:
a) определи проблему;
b) выясни, «чья» это проблема;
c) придумай несколько способов ее решения;
d) выберите один из них;
e) примени его,
f) оцени результат.
-Сознательное игнорирование (то есть, если за определенным поведением стоит желание привлечь внимание, советуем его игнорировать).
-Предупредительные сигналы (например, неодобрительный взгляд учителя или родителей, качание головой, зрительный контакт и т.д.).
-Стать вблизи (например, учитель или другой взрослый спокойно приближается к ребенку).
-Касание (невербальный прием направленного вмешательства, не угрожающего для учащихся, например, мягко положить руку на плечо ребенку).
-Юмор (объектом которого является ситуация и в любом случае - личность самого ученика).
-Невербальное предупреждение (например, сигнальные цветные карточки).
Замечания наедине.
-Использование «я» -высказывания (например, «Я расстраиваюсь, когда ...» вместо «Ты плохо себя ведешь, когда ...).
-Формирование поведения (стоит награждать даже небольшие успехи, это мотивирует ученика в дальнейшем работать над нужными навыками и совершенствовать их).
-Определение четкого распорядка и ожиданий (они помогают снизить уровень тревожности и страха ребенка).
Приведенные стратегии или, по крайней мере, некоторые из них могут пригодиться для коррекции проблемного поведения вашего ребенка, чтобы он и другие дети росли и развивались в дружной и безопасной школьной среде.
Подобно ИУП, план поведенческого вмешательства необходимо пересматривать минимум ежегодно и вносить коррективы в случае изменений в поведении вашего ребенка, в среде, которая его окружает, в медикаментозном лечении, в жизни семьи или изменений любых других факторов, влияющих на его поведение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)