Раздел 4. Отстаивание интересов
или Что делать, когда текущая ситуация вас не устраивает
Обзор раздела
Отстаивание интересов: короткая иллюстрация
Введение
Разработка концепции отстаивания интересов
Навыки отстаивания интересов и информация
Порядок урегулирования споров на трех уровнях школьной системы
Отстаивание интересов и спор с авторитетным лицом
Как выявить проблему
Как начать отстаивать интересы своего ребенка
Стратегии и навыки эффективного отстаивания интересов
Убеждения, ожидания и отношения
Как решать проблемы
Развиваем навыки эффективного сотрудничества
Командное сотрудничество
Решение проблемных вопросов в рамках школьной системы
Решение конфликтов
Контрольные вопросы для налаживания эффективного сотрудничества между родителями и специалистами
• Для родителей
• Для специалистов
Отстаивание интересов: короткая иллюстрация
Марку 17 лет и он учится в 11 классе. Его жизнь - это жизнь человека с квадриплегией и трахеостомии, так рядом с нами всегда должна быть квалифицированная медсестра. Марк передвигается на электрическом кресле и пользуется портативным компьютером с помощью указки, которая крепится к голове. Больше всего он любит музыку. И хотя в жизни парня много трудностей, его мать Дебби говорит: «Самым сложным было попасть в школу, чтобы учиться и находиться в коллективе сверстников ».
«В Манитобе очень мало медсестер, и это стало самым большим препятствием. И если он имеет возможность посещать хотя бы некоторые уроки, можно считать, что ему повезло, - объясняет она. - Марк не может участвовать во внеклассных мероприятиях, разве что мы его привезем, поскольку наши возможности нанимать работника для временного ухода за ним очень ограничены ».
Но несмотря на это Марк хорошо адаптировался к учебному процессу и завоевал уважение своих товарищей. Дебби с благодарностью вспоминает начальную школу, которая сыграла значительную роль в успешном привлечении ее сына к обучению и школьной жизни.
«Их преданность идеям инклюзии впоследствии определила характер школьного опыта Марка. Чем бы ни занимались другие дети, педагоги всегда адаптировали деятельность таким образом, чтобы он также мог к ней присоединиться. Далее эстафету переняла старшая школа, введя такой же подход ».
Подобно многим другим родителей, Дебби устойчиво защищает интересы своего сына.
«Именно лишь попытка удержаться на плаву сделало нас сильнее, - отмечает
она. - Мне очень мало удается отдохнуть, и, наверное, это побуждает меня обратиться за помощью по любому поводу. И, безусловно, когда мы видим, что благодаря нашим усилиям дела у Марка идут хорошо, это вдохновляет нас еще больше ».
«Мы убеждены, что инклюзия - это единственный путь, и наш опыт показывает, что она является реальной. В то же время мы понимаем, что нам и в дальнейшем придется сталкиваться с препятствиями, пока общество не осознает истинной ценности разнообразия. Сейчас многим непросто увидеть преимущества включения в широкое общественное пространство людей, которые не являются полностью самостоятельными и «не выполняют свою часть работы». Но если каждый человек включен в социум, делает вклад в процветание своего сообщества, а сообщество с уважением его воспринимает, то такая ситуация несет в себе множество выгод и приумножает благополучия каждого.
Товарищи Марка гордятся каждым его достижением и поддерживают его. Они дарят мне надежду, ведь нынешняя молодежь - ведущая движущая сила успешного воплощения инклюзии в будущем ».
Введение.
Никогда не соглашайся ползать, если чувствуешь в себе способность летать.
Хелен Келлер
Что же такое «отстаивание интересов» Каким образом родители могут развить нужные навыки, чтобы эффективно представлять интересы своего ребенка Под понятием «отстаивание интереса» (англ. advocacy) понимают горячую поддержку кого-то или чего-то, причем такая поддержка выражается в активных действиях. Иными словами, необходимость найти свой голос и заявить о том, что, по вашему мнению, является лучшим для вашего ребенка. Также нужно активно слушать вокруг себя, чтобы научиться продуктивно с ними работать. Но прежде всего вам необходимо сформировать представление о будущем вашего ребенка, которое даст ему возможность максимально самореализоваться и таким образом стать эффективным гражданином своего общества. Ниже приведено несколько базовых вопросов, которые помогут выработать четкую концепцию такого будущего. Подумайте над этими вопросами и постоянно помните свои ответы на них, в частности, когда необходимо принимать решение об образовании вашего ребенка.
Насколько хорошо вы знаете своего ребенка
Какую роль вы играете в жизни своего ребенка
Как бы вы хотели, чтобы к вашему ребенку относилось его окружение и община
Что вы думаете о талантах и задатках своего ребенка
Какой вклад ваш ребенок делает в жизни вашей семьи, общины и общества в целом
Какие ожидания вы имеете относительно своего ребенка в обучении
Ниже очерчено положительную концепцию отстаивания интересов, которая поможет вам ориентироваться в системе образования и в обществе в целом.
Разработка концепции отстаивания интересов
Я считаю себя специалистом по вопросам, касающихся моего ребенка.
Я понимаю, что я - постоянная судьба в жизни моего ребенка.
Я осознаю свою активную роль и свою ответственность за достижение изменений.
Я хочу, чтобы люди воспринимали мою ребенка с инвалидностью прежде всего, как ребенка с такими же базовыми потребностями, как у других детей.
Я признаю и развиваю способности, таланты и интересы моего ребенка.
Я убежден (а), что лицо с инвалидностью - ценная и важная часть своей семьи, общины и общества.
Я имею высокие ожидания относительно своего ребенка и верю в его способность учиться, достигать успеха в инклюзивной среде, быть полноправным членом общества.
Навыки отстаивания интересов и информация
«Разногласия мыслей - естественная часть рабочих отношений. Иногда они приводят к спорам. Если вас или вашего ребенка что-то в школе не устраивает, то все стороны так или иначе задействованы в этой проблемной ситуации, должны работать вместе и пытаться решить ее как можно быстрее и в наиболее справедливый способ ... В любом школьном округе должен быть нормативный документ с четко прописанными действиями педагогов и родителей, а также – с порядком решения проблем и урегулирования споров на уровне школы и администрации школьного округа ».
Решение по планированию программы обучения и направления ребенка в тот или иной класс принимаются всей школьной командой, в которую также входят родители. Иногда, вы, отец или мать, можете не соглашаться с рекомендациями других членов команды. Как правило, эти разногласия решают сами участники в неформальной обстановке. Кроме того, некоторые спорные ситуации требуют урегулирования на другом уровне более формализованной процедурой. Ваша цель как защитника интересов своего ребенка состоит в том, чтобы он получал услуги и образование, на которые имеет право.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)