Практический пример инклюзивного образования
На первой рекомендации вставки 6.2 стоит остановиться поподробнее. Приходится признать, что индивидуальные учебные планы составляют для учащихся, которые не успевают в определенной области / сфере, и поэтому в процессе их подготовки часто участвуют специалисты по образованию, психологии и реабилитации. Потребность в их взносе обусловлена тем, что ученик сталкивается с определенными трудностями. Понятно, что по этой и другим причинам они акцентируют внимание на «дефицитах», то есть на потребностях ученика в том смысле, что ему чего-то не хватает, а не на том, что у него получается хорошо. Такая позиция может привести к тому, что большую часть своего времени в школе ученики будут вынуждены работать над теми отраслями (в тех направлениях), в которых они уже достаточно давно терпят неудачи. Это верный способ сделать их обучения в школе скучным и безрадостным. С рациональной точки зрения, обходить вниманием такие потребности нельзя, но консультационно-педагогическая группа также должна понимать, что не каждые потребности следует удовлетворять с помощью индивидуального учебного плана и следует предусмотреть возможности для работы по направлениям, в которых выявляются сильные стороны ученика. То есть, одна или две цели ИНП, по возможности, должны быть направлены на дальнейшее развитие одной из сильных сторон. От этого выиграет вся программа обучения. Например, ученику с трудностями коммуникации, который, однако, великолепно ладит с ровесниками и взрослыми, будет полезно дальше совершенствовать свои социальные навыки. Такой подход помогает ему достигать новых успехов в тех сферах обучения и развития, в которых он уже чувствует себя достаточно уверенно, а также позволяет компенсировать трудности коммуникации в некоторых контекстах. Ниже перечислены возможные варианты целей для Джереми. Члены консультационно-педагогической группы предпочли не перенасыщать ими ИНН и поэтому остановились на трех важнейших. Обратите внимание, что один из учебных приоритетов основывается на уже хорошо сложившейся сильной стороне мальчика.
Пример: Долгосрочные цели для Джереми.
1. Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социального взаимодействия дома и в обществе. Период: до конца года.
2. Джереми расширит набор своих художественных талантов и навыков и дальше будет их развивать. Период: до конца года.
3. Джереми улучшит свой текущий уровень подвижности и общую моторику. Период: до конца второго триместра.
Заметим, что цели Джереми касаются трех его важнейших приоритетов, согласованных консультационно-педагогической группой, а ограничение количества делает их реалистичными и достижимыми. Кроме того, цели сформулированы кратко и понятно и содержат ожидаемый срок завершения работы. В них говорится о том, что должен сделать сам ученик. При этом в одной из целей четко указывается на намерение развивать одну из существующих сильных сторон. И напоследок, необходимо проверить, соответствуют ли они картине желаемого будущего, отраженной в общей цели. Если сопоставить цели Джереми с его общей целью, видно, что цель, ориентированная на формирование его навыков, согласуется с ожидаемой составляющей «активная социальная жизнь в будущем ». Предусмотренный следующей целью список умений мальчика связан с потенциально возможной профессией художника, принимая во внимание его талант и любовь к искусству. В ней также концентрируется внимание на одной из его сильных сторон. Цель по улучшению подвижности воплощает стремление к более независимой жизни в будущем. Итак, каждая на один шаг приближает нас к достижению общей цели для Джереми.
Специфические задачи.
Специфическими задачами называются утверждения, вытекающие из долгосрочных целей и предусматривающих конкретные действия для их реализации. По своему характеру они являются краткосрочными и охватывают различные периоды (от нескольких дней до месяцев, в зависимости от конкретного ученика и педагогичного контекста). Работая над специфической задачей, ученик должен четко продемонстрировать свою способность выполнять определенное действие, что дает основание сделать вывод про его достижения. Поэтому такая задача должна быть четкой и измеряемой. Подобно долгосрочной цели, она говорит о том, что должен сделать ученик. Для определения специфических задач необходимо внимательно проанализировать каждую долгосрочную цель одна за другой. Собственно, членам консультационно-педагогической группы нужно ответить на вопрос: какими действиями ребенок должен продемонстрировать достижения этой долгосрочной цели. Подобно этим целям, рекомендуется ограничиться разумным количеством специфических задач, которые реально вместить в годовой план. Ссылаясь на общепринятую практику, мы советуем определять не более четырех на одну цель. Но если ее можно достичь с помощью меньшего количества задач, то стоит остановиться на втором варианте. На практике часто наблюдается обратно пропорциональная зависимость между эффективностью индивидуального учебного плана и предусмотренной им количеством целей и задач. Так, одна из целей Джереми может сопровождаться следующими специфическими задачами - см. пример ниже.
Пример. Определение специфических задач для Джереми.
Имя ребенка: Джереми Х.
Рассматриваемая долгосрочная цель:
Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социального взаимодействия дома и в обществе.
Период: до конца года.
Что позволит ее реализовать?
1. Джереми научится уважать «личное пространство» других людей.
2. Джереми научится лучше определять ситуации, где существуют возможности для положительного социального взаимодействия с другими детьми.
3. Джереми должен активнее приобщаться к внешкольной деятельности вместе со сверстниками.
После того, как вы выяснили, в чем могут заключаться специфические задачи, их можно окончательно сформулировать и зафиксировать в ИНП. При этом для многих задач достаточно удобным является такой формат: до конца ... [указать срок] ... [указать имя ученика] ... сможет ... Это удачный вариант формулировки. Во-первых, в нем указан период реализации соответствующей специфической задачи. Во-вторых, изложенная таким образом, она является личностно-ориентированной: в ней говорится о том, что должен сделать ученик. Ниже в примере приведены специфические задачи для одной из целей Джереми.
Пример. Специфические задачи для Джереми.
Долгосрочная цель: Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социального взаимодействия дома и в обществе.
Период: до конца года.
Задача 1. К концу второго триместра во время разговора Джереми должен стоять на расстоянии не менее 50 см от собеседника и без напоминания придерживаться этой дистанции 60% времени, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 2. К концу второго триместра Джереми должен на 60% чаще инициировать положительное социальное взаимодействие с другими детьми во время обеденного и обычного перерыва, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 3. К концу третьего триместра Джереми должен на 50% чаще проявлять положительную реакцию на инициирование социального взаимодействия с другими людьми, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 4. К концу года Джереми выберет два вида внешкольной деятельности (например, спортивные секции, членство в скаутской организации, кружки по интересам) и по собственному желанию примет участие в 70% мероприятий этих внешкольных организаций.
Заметим, что задачи 2 и 3 идут в одном приоритетном направлении (пункт 2) на примере «Определение специфических задач для Джереми». Принимая во внимание двустороннюю природу социального взаимодействия, члены консультационно-педагогической группы решили, что в ИНП мальчика целесообразно предусмотреть две задачи. Стоит также указать на четкость и точность всех формулировок. В частности, они содержат количественные (процентные) показатели улучшения достижения цели в каждой сфере. Процентные значения указывать необязательно, однако следует предусмотреть определенный способ измерения прогресса. Во многих случаях такой прогресс удобно представлять в числовом выражении - такие данные будут полезными для подготовки отчетности. В ситуации Джереми консультационно-педагогическая группа считает, что 50 или 60-процентное улучшение является для него реальным. Иногда стоит заранее определить термины, используемые в формулировках специфических задач. Так, в случае Джереми, термин «положительная» употребляется для характеристики ситуаций социального взаимодействия. Его целесообразно разъяснить, чтобы все члены команды и, прежде всего, сам мальчик, знал, что это значит. Определение подобных терминов подаются в примечаниях в конце перечня задач, например: «положительной» называется ситуация социального взаимодействия, участники которой дружески настроены друг к другу, улыбаются друг другу, отвечают на обращения и сами обращаются к собеседнику, придерживаются устоявшихся норм вежливости, приветствуются, говорят «спасибо» и «пожалуйста». В «положительном социальном взаимодействии» нет места агрессивному физическому контакту, прозвищам, ругани и крикам. В хорошо сформулированной специфической задачи четко прописано, что необходимо делать для достижения соответствующей долгосрочной цели. Но, давая представление об ожидаемом результате, она не предполагает конкретного способа его измерения. Для этого существуют индикаторы достижения.
Индикаторы достижения.
Индикаторы достижения служат критерием для оценки прогресса в реализации задач. В этой графе ИНН говорится о методиках измерения, описывается уровень выполнения задач, отвечающий требованиям этих методик, и определяется периодичность и способы их применения. В зависимости от контекста, для каждой задачи предполагается один индикатор достижения (или больше). Сами по себе, они полезны тем, что побуждают консультационно-педагогическую группу продумать стратегию для измерения прогресса ребенка на подготовительном этапе, до начала внедрения индивидуального учебного плана. А после начала насыщенного процесса обучения они помогают учителю не упускать из поля зрения свои главные задачи. Поэтому педагогам нет необходимости разрабатывать методики оценки результатов среди учебного года, когда найти время для этой дополнительной работы очень сложно. Ведь благодаря предварительно согласованным индикаторам (см. Вставку 6.3) учитель уже вооруженный этим инструментарием.
Вставка 6.3. Разработка индикаторов достижения.
В процессе подготовки индикаторов достижения следует принять во внимание следующие моменты:
· Существует ли уже подобный инструмент оценки (например, стандартизированный тест) или консультационно-педагогическая группа может ли его разработать, а также планируется ли использовать данные наблюдения для измерения достигнутых успехов;
· Как часто предполагается проводить измерения прогресса ребенка;
· На кого возлагается ответственность за проведение оценки;
· В какое время в течение дня должно происходить измерения результатов;
· Где должны проводиться измерения успеха ребенка в улучшении навыков, входящих в определенные поведенческие задачи.
Разрабатывая индикаторы достижения (см. Вставку 6.3), необходимо пересмотреть методики оценки, представленные в разделе 4 и другие. Если в процессе предварительной оценки не было сделано базового среза, то эти данные необходимо собрать до начала обучения. Сопоставление информации, полученной в процессе и в конце периода обучения, с предварительно зафиксированными исходными показателями, помогает выяснить, продвинулся ли ребенок в реализации своих задач. Таким образом, для одной из задач Джереми, которую мы рассматривали выше, индикаторы достижения могут быть такие.
Пример. Индикаторы достижения для Джереми.
Долгосрочная цель: Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социального взаимодействия дома и в обществе.
Период: до конца года.
Специфическая задача 4.
К концу года Джереми выберет два вида внешкольной деятельности (например, спортивные секции, членство в скаутской организации, кружки по интересам) и по собственному желанию примет участие в 70% мероприятий этих организаций.
Индикаторы достижения.
К концу триместра Джереми вступит в два внешкольных кружка (на собственный выбор). В полученном календарном плане каждого из них Джереми (под присмотром родителей) должен записывать посещенные мероприятия, или те, где он отсутствовал. Чтобы реализовать эту поведенческую задачу, Джереми должен посетить 70% занятий каждого кружка. В отдельной тетради Джереми должен еженедельно делать короткие записи (по 3-4 предложения) о своей деятельности в кружке в течение недели. Эти записи будут использованы как сопроводительная информация в дополнение к данным календарного плана. Заметим, что для измерения успеха мальчика в реализации этой задачи предполагается использовать несколько методик. Графа индикаторов достижения определяет, какие данные необходимо собирать, кто за это отвечает, а также где и когда. В нашем случае применяется несколько источников, в том числе записи о деятельности в кружках и само-мониторинг.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)