Деятельность учебной команды в работе специалистов для разработки и реализации курикулума
Сейчас учителей поощряют (или от них требуют) неформально модифицировать учебную программу или делать это формально с помощью индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план - один из важнейших инструментов в работе с детьми с особыми потребностями, формальный документ, содержащий подробную информацию о ребенке и услугах, которые он должен получать. Он разрабатывается командой педагогов и специалистов, объединяет их усилия в целях создания комплексной программы работы с ребенком и одновременно определяет, какие именно услуги оказывать каждый специалист. Родители - активные участники составления индивидуального учебного плана, поскольку они знают своих детей лучше других. Индивидуальный учебный план определяет необходимые адаптации и служит основой для дальнейшего планирования учебных занятий. Он разрабатывается и реализуется для каждого ученика с особыми образовательными потребностями. В следующей теме подробно рассматриваются компоненты индивидуального учебного плана и алгоритм его составления. В инклюзивном заведении решение относительно форм, методов, средств работы с ребенком принимается коллективно. Члены команды несут коллективную ответственность за результат. Также необходимо помнить, что:
- Родители - равноправные члены команды;
- Все члены команды имеют равный статус и считаются одинаково важными;
- Знание и умение представителей разных дисциплин интегрируются во время разработки и реализации учебного плана работы с ребенком.
Общеизвестно, что эффективность учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-профилактической работы в инклюзивном классе в значительной степени зависит от скоординированности действий педагога и разнопрофильных специалистов (педагога, социального работника, специального педагога, медицинского работника, психолога, помощника учителя, логопеда, родителей), которые входят в состав учебной команды. Профессиональное сопровождение ребенка с особенностями психофизического развития обеспечивает формирование необходимых навыков и умений, минимизации влияния физических и психических ограничений ребенка с особыми потребностями в процессе получения образования. Поэтому одной из актуальных проблем инклюзивного образования, которая требует решения на данном этапе, является кадровое обеспечение инклюзивных учебных заведений. В их штатное расписание дополнительно должны вводиться такие должности, как педагог-дефектолог, педагог - логопед, ассистент педагога (воспитателя) интегрированного класса (группы). Важно осознавать, что педагоги не в состоянии охватить всего, они не могут знать ответов на все вопросы в отношении ребенка, однако, они должны знать, где или с чьей помощью можно найти эти ответы. Специалисты по проблемам развития детей с особенностями психофизического развития могут во многом помочь педагогам. Логопеды, физиотерапевты, психологи, невропатологи, специалисты по физкультуре, трудотерапии, терапии поведения, диетотерапии, социальные работники - все они могут заложить свои кирпичики в основы успешного инклюзивного класса. Состав команды зависит от личности ребенка и его психолого-педагогических особенностей. Члены команды совместно оценивают состояние развития каждого ребенка, разрабатывают перспективные и кратковременные индивидуальные планы работы с ребенком, реализуют их вместе с ребенком, решают вопросы привлечения команды специалистов, планируют дополнительные услуги, анализируют результаты совместной деятельности, оценивают ее, а также разносторонне повышают свою квалификацию. Безусловно, ключевой фигурой команды является учитель. Кроме конкретной команды, в школе создается своеобразная сеть поддержки. Это - все, кто работает с детьми школы, в том числе водители, повара, секретари и администраторы. Все они информируются, каким образом могут помочь ребенку с нарушениями развития. Необходимо делиться знаниями, полномочиями, помещениями. Максимально эффективное использование местных ресурсов позволяет уменьшить потребность в посторонней помощи. Работа в инклюзивных школах благодаря целенаправленной работе всех специалистов осуществляется в следующих направлениях:
- соматическая комплексная работа;
- неврологическая комплексная работа;
- психологическая комплексная работа;
- логопедическая комплексная работа;
- педагогическая комплексная работа;
- нейрофизиологическая комплексная работа;
- организованная родительская комплексная работа.
Работа специалистов в таких школах рассчитана на постоянную помощь и подчинена гибкости учебных программ, которые удовлетворяют потребности детей с различными возможностями и способностями. Дети с особыми потребностями получают необходимую дополнительную поддержку в контексте выполнения общепринятой учебной программы, а не пользуются специально разработанными. Поддержка осуществляется на постоянной основе, начиная с минимальной помощи, которая предоставляется помощником учителя, присутствующего во время учебно-воспитательного процесса.
Профессиональные умения специалистов инклюзивных школ предусматривают:
- Надлежащую оценку особых потребностей и возможностей детей;
- Адаптацию и модификацию содержания учебных планов и программ;
- Использование вспомогательных учебных технологий, в частности дифференцированных методик обучения;
- Планирование и реализация совместной деятельности разнопрофильных специалистов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Использование индекса инклюзии (внутришкольного мониторинга).
Все большее признание приобретает тенденция привлечения к педагогической деятельности в инклюзивной среде в качестве ролевой модели лиц с физическими недостатками, поскольку они могут служить примером успешной личностной и профессиональной реабилитации. Работа всех специалистов учебного заведения направлена на достижение главной цели - подготовка ребенка к самостоятельной жизни. При этом значительное внимание концентрирует на том, чтобы помощь и поддержка в процессе учебы не превышала необходимую, иначе ребенок будет слишком зависимый от этой поддержки. При планировании учебно-воспитательного процесса каждый из специалистов учебной команды основное внимание направляет на осуществление таких фундаментальных позиций:
- Необходимость внедрения инновационных педагогических подходов и методов, в том числе - при оценке учебных достижений обозначенной категории детей.
- Введение дифференцированного, индивидуального подхода практически к каждому ребенку с нарушениями развития (индивидуальных учебно-воспитательных программ и индивидуальных учебных планов).
- Обеспечение (для условий общеобразовательного учебного заведения) психолого-педагогического, коррекционно-реабилитационного сопровождения детей с нарушениями психофизического развития.
Чтобы обеспечить общий успех дела, следует с уважением относиться ко всем и вдумчиво и настойчиво работать в интересах ребенка. Например, для составления учебной программы ученику с нарушениями познавательного развития (задержка психического развития, умственная отсталость) необходимо определить уровень сформированности учебно-познавательных мотивов, знать особенности протекания психических процессов и пути их формирования. Соответственно для работы нужно получить консультацию у олигофренопедагога (коррекционного психопедагога), который поможет раскрыть технологии работы с детьми с данной нозологией нарушения. То есть учитель должен осознать, что обучение ребенка должно происходить в игровой форме; должно применяться большое количество повторений, прямые показания выполнения задач; рисунки, словесные инструкции выполнения деятельности и др. Ассистент учителя в учебно-воспитательном процессе большое внимание должен уделять формированию навыков самообслуживания в школьном пространстве. Специалист по специальному образованию должен проводить дополнительные индивидуальные виды работ на формирование, закрепление, повторение и др. Родители, которые являются активными участниками учебного процесса, также должны участвовать в формировании у ребенка максимальной самостоятельности дома и содействовать развитию учебных способностей: внешкольные кружки, выполнение домашних заданий, дополнительные интересные виды занятий. Такие же особенности построения коррекционных планов и учебных программ существуют для учащихся с другими нарушениями развития. Основное в работе учителя и ассистента - понять потребности ученика и осознать необходимость адаптации и модификации учебного материала, которые улучшат успешность обучения не только ребенка с особенностями психофизического развития, но и других учеников класса.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Назовите основные государственные нормативно-правовые документы, которые обеспечивают учебный процесс; проанализируйте возможность их адаптации к ребенку с особенностями психофизического развития.
2. Определите сущность курикулума, его составляющие и его значение в учебном процессе ребенка с особыми образовательными потребностями.
3. Раскройте особенности деятельности учебной команды инклюзивной школы в разработке и реализации курикулума и необходимость сотрудничества специалистов.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: курикулум, учебный план, учебная программа, индивидуальный учебный план, учебная команда.
Устное практическое задание.
1. Определите особенности типовых учебных программ и возможности их модификации соответственно с потребностями ученика.
2. Воспользовавшись предложенными материалами, объясните, каким образом специальные школы могут трансформироваться в ресурсные центры, заниматься разработкой и реализацией учебных программ, работой с родителями и изданием соответствующих материалов.
Упражнение.
Создайте ассоциативные таблицы на тему: «Как обеспечить образовательные услуги в условиях инклюзии». Студентам предлагается на основе теоретических знаний разработать таблицы. После выполнения задания - обсудить с группой в аудитории.
Вопросы для устного опроса.
1. Курикулум и его составляющие.
2. Адаптации и модификации курикулума.
3. Каким образом происходит процесс адаптации учебных программ, если в классе есть ученик с аутизмом, сенсорными нарушениями и т.д.?
4. Как происходит процесс модификации учебного плана, если речь идет, например, о привлечении ребенка с ДЦП?
Темы для докладов и рефератов.
1. Особенности организации и управления инклюзивным учебным заведением.
2. Проблема разработки курикулума в зарубежных литературных источниках.
3. «Case study» как пример успешной практики.
4. Учебно-методическое обеспечение образования детей с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)