Об общем среднем образовании
Объективность и беспристрастность в сборе статистических данных региональных психолого-медико-педагогической комиссий обусловлена и тем, что большая часть из них не является подразделениями областных управлений образования, а имеют статус юридического лица, который придает им определенной автономности и самостоятельности. К тому же принятые за годы независимости Законы России «Об образовании», где определено, что «граждане России имеют право на бесплатное образование в государственных учебных заведениях независимо от каких-либо признаков, в том числе, и от состояния здоровья», «Об общем среднем образовании», где говорится, что «родители или лица, их заменяющие, имеют право выбирать учебные заведения и формы обучения для несовершеннолетних детей...», «Об охране детства», где указывается, что «дискриминация детей-инвалидов и детей с недостатками умственного или физического развития запрещается...» и другие нормативно-правовые документы показали право родителей на выбор учебного заведения для своего ребенка. Значительная часть родителей этим правом воспользовалась, очевидно, не желая, чтобы их дети находились в круглосуточных интернатах, которые часто отдаленные от мест проживания, а иногда, в других областях, и в их отсутствие. Экономический кризис 90-х лет тоже не способствовал решению вопросов размещения детей с особенностями развития в специальных заведениях, поскольку на местах определенная часть их перепрофилировалась и сокращалась, последние же финансировались недостаточно. Как следствие, значительно возросло количество детей с особенностями развития, которые находятся в массовых общеобразовательных учреждениях, в условиях так называемого стихийного интегрирования. Важность образовательных интеграционных процессов подчеркивал Выготский. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, которая органично связывала специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Ученый отмечал: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника ... в узкий круг школьного коллектива, создает отрезанный и замкнутый мир, где все пристроено и приспособлено к дефекту жизни. Наша специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, как правило, развивает в нем навыки, которые приводят к еще большей изолированности и усиливают его сегрегацию. Через эти недостатки не только парализуется общее воспитание ребенка, но и специальная выучка сводится почти на нет». Инклюзивное образование на территории России требует своего решения на основе взвешенного подхода, как со стороны государственных органов власти, так и со стороны общественности, поскольку инклюзивные процессы в обучении детей с нарушениями психофизического развития в странах постсоветского пространства имеют свою специфику. Они развиваются в условиях особого социокультурного статуса с учетом позитивов и достижений дифференцированного обучения. Интегрирование детей с нарушениями психофизического развития в общеобразовательном пространстве России, как одно из направлений гуманизации всей системы образования, соответствует приоритетам государственной политики, указанных в «Национальной доктрине развития образования в России в XXI веке», и заключается в «личностной ориентации образования; создании равных возможностей для детей и молодежи в получении качественного образования; в обеспечении вариативности получения базового или полного общего среднего образования в соответствии со способностями и индивидуальными возможностями». Интегрирование детей с нарушениями психофизического развития в общеобразовательные учреждения - это мировой процесс, к которому приобщены все высокоразвитые страны. В основе концепции инклюзии лежит соблюдение принципа прав ребенка на использование всех возможностей, которые предлагает общество. Инклюзивное образование, представляет собой закономерный и логичный вариант трансформации институтов общего и специального образования, выступает одним из основных институтов социальной интеграции. Реализация технологий образовательного интегрирования позволит согласовать противоречия между равными правами лиц с нарушениями психофизического развития в выборе жизненного пути, формы образования, образовательных услуг и фактическим неравенством возможностей различных социальных групп населения. Реализация идеи инклюзии как одной из ведущих тенденций современного этапа развития национальной системы образования ни в коей мере не означает свертывание существующей дифференцированной системы специального образования. Эффективное интегрирование возможно лишь в условиях постоянного совершенствования систем общего и специального образования, ликвидации существующих границ между ними. Принципиально важной здесь является продуманная государственная политика, которая должна базироваться на оптимизации процесса интегрирования учащихся с особыми потребностями в общеобразовательном пространстве и учитывать научно-методические подходы внедрения инклюзивного образования:
- Инклюзивное образование требует разработки соответствующей нормативно правовой базы, закрепляющей правовые основы получения образования в различных формах лицами с нарушениями психофизического развития;
- Инклюзивное обучение детей с нарушениями психофизического развития должно происходить с участием разнопрофильных специалистов (коррекционный педагог, ассистент учителя, психолог, медицинский работник, социальный работник, помощник учителя и др.) и при условии своевременно проведенной коррекционно-развивающей работы;
- Эффективность инклюзивного образования существенно повысится при условии своевременной и квалифицированной диагностики и оценки развития ребенка, а также при предоставлении консультативно-информационной поддержки педагогам и администрации общеобразовательного учреждения, в котором он учится, и его родителям;
- В условиях инклюзивного образования крайне значимым является применение мультидисциплинарного подхода при организации психолого-педагогического сопровождения учащихся, привлечение местной общественности к решению вопросов интегрирования такого ребенка в социокультурное пространство;
- Необходимы разработка и дальнейшее совершенствование учебно-методического обеспечения (индивидуальных учебных планов, специальных программ, учебников и дидактических средств, учитывая требования личностно-деятельностного подхода в образовании детей с нарушениями психофизического развития);
- Эффективное инклюзивное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Целью такой подготовки является овладение педагогами общеобразовательных школ (дошкольных учреждений) основными методами дифференцированного обучения, современными методиками оценки учебных достижений и развития детей и тому подобное;
- Широкое внедрение инклюзивного обучения детей с нарушениями психофизического развития предусматривает привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу на партнерских началах, сотрудничество с обществом и поддержку инициатив общественных и родительских организаций.
Безусловно, внедрение инклюзивного образования должно происходить постепенно с профессиональной отработкой всех его составляющих.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Проанализируйте вертикальную и горизонтальную структуру специального образования в России.
2. Раскройте особенности внедрения инклюзивного образования в России.
3. Проанализируйте классификацию детей с нарушениями психофизического развития.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: система специального образования, специальные учебные заведения, дифференцированное обучение, классификация нарушений психофизического развития, стихийное интегрирование, инклюзивное обучение.
Устное практическое задание.
1. Охарактеризуйте систему специального образования России.
2. Определите, как демократические процессы повлияли на функционирование образовательной системы.
3. Укажите позитивы и негативы стихийного интегрирования.
Устное практическое задание.
1. Прокомментируйте слова Л.Выготского и приведите соответствующие примеры из собственного опыта: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника ... в узкий круг школьного коллектива, создает отрезанный и замкнутый мир, в котором все пристроено и приспособлено к дефекту жизни. Наша специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, как правило, развивает в нем навыки, которые приводят к еще большей изолированности и усиливают его сегрегацию. Из-за этих недостатков не только парализуется общее воспитание ребенка, но и специальная выучка сводится почти на нет».
Упражнение.
1. Подберите из собственного опыта пример педагогической ситуации, которая иллюстрирует стихийное интегрирование ребенка с нарушениями психофизического развития в общеобразовательное пространство и прокомментируйте. После выполнения задания - обсуждения с группой в аудитории.
Вопросы для дискуссии.
1. Прокомментируйте цитату: «Проблема интеграции в специальном образовании не исчерпывается только привлечением ребенка с особыми потребностями в коллектив здоровых детей. Интеграционные тенденции наблюдаются в содержании специального образования, в системе учебных заведений для детей с отклонениями в развитии. Эти тенденции перспективные, поскольку связаны с общими процессами развития науки и цивилизации».
2. Объясните различия между «государственно-центровой» и «детско-центровой» образовательными системами.
3. Почему инклюзивное образование определено как наиболее инновационное движение в образовании 20-го века?
Задачи для письменного самостоятельного выполнения.
1. Проанализируйте и объясните на примере основные функции психолого-медико-педагогических консультаций, воспользовавшись представленным извлечением из «Положения о центральных и республиканских, областных, районных (городских) психолого-медико-педагогических консультациях».
Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций направлена на:
- Выявление, учет, диагностическое обследование детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития в возрасте до 18 лет;
- Направление их в специальные дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, лечебные учреждения соответствующего типа, учреждения и заведения системы труда и социальной защиты населения;
- Консультирование родителей (лиц, их заменяющих), педагогов, медицинских работников по вопросам обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь детей с отклонениями в психофизическом развитии.
2. Воспользовавшись данными психолого-медико-педагогических консультаций по вашей области, подсчитайте количество детей с особенностями психофизического развития, обучающихся в условиях стихийного интегрирования.
Темы для докладов и рефератов.
1. Стихийное интегрирование детей с нарушениями психофизического развития как признак системы демократических процессов в образовании.
2. Специальное образование в области, в которой я проживаю.
3. Общие рекомендации по внедрению инклюзивного обучения в отдельной области, районе, городе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)