Разные трудности в обучении вызванные внутренними и внешними факторами
Специальное обучение представляет собой гибкую систему, направленную на помощь ученикам, которые имеют разные трудности в обучении, вызванные внутренними и внешними факторами.
В стране функционируют специальные дошкольные учреждения, специальные начальные школы, специальные гимназии. В литературе можно найти два подхода к определению специального обучения: сегрегационные (специальные школы) и несегрегационные (интеграционные школы).
Существует четыре типа специального обучения:
- сегрегационный тип:
- широкий спектр специального обучения, реализуемого в сегрегационных заведениях;
- отсутствие административных ограничений в доступе к специальной помощи;
- смешанный тип:
- широкий спектр специального обучения, реализуемого в несегрегационных заведениях;
- отсутствие административных ограничений в доступе к специальной помощи;
- ассимилирующий тип:
- небольшой спектр специального обучения, реализуемого в сегрегационных заведениях;
- отсутствие административных ограничений в доступе к специальной помощи;
- инклюзивный тип:
- небольшой спектр специального обучения, реализуемого в несегрегационных заведениях;
- административное ограничение в доступе к специальной помощи.
Специальные дошкольные учреждения, специальные классы в общеобразовательных школах, специальные школы и специальные классы в общеобразовательных школах организуют занятия для следующих категорий детей:
- глухих;
- плохо слышащих;
- слепых;
- плохо видящих;
- с легкой формой умственной отсталости;
- с умеренной или тяжелой формой умственной отсталости;
- с аутизмом;
- с врожденными болезнями;
- с психическими расстройствами;
- неприспособленными к обществу;
- с различными видами зависимости;
- с расстройствами поведения.
Обобщая систему обучения инвалидов в Польше, можно распределить ее на следующие типы: сегрегационный, интеграционный, инклюзивный или индивидуальное обучение (которое не рассматривается само по себе как форма).
Специальные школы и классы (сегрегационный тип) - это учреждения, целью которых является обеспечение каждому ребенку с различными видами отклонений от нормы соответствующих условий для всестороннего развития. Реализуя общие цели, школа формирует у учащихся соответствующие умения и навыки, предоставляет необходимые знания. По распоряжению Министерства Национального Образования специальные школы могут быть организованы для детей и молодежи с нарушениями слуха, нарушениями зрения, с врожденными болезнями. Структура специальной школы не отличается от структуры общеобразовательной. В ее состав входят: шестилетняя начальная школа, которая состоит из двух этапов: первый этап - I-III классы и второй этап - IV-VI классы. Далее обучение продолжается в трехлетней гимназии, которая является третьим этапом и последний, четвертый этап - так называемые послегимназиальные школы. К ним относятся: трехлетние профильные лицеи, двухлетние профессиональные школы, которые готовят учащихся к профессиональной деятельности. Сроки обучения в специальных заведениях отличаются от обычных общеобразовательных школ.
Согласно образовательной реформе лица с тяжелой формой умственной отсталости подлежат обязательному обучению. Ученики с легкой формой умственной отсталости могут посещать специальные школы, реализуя специальную программу или посещать массовую школу. Дети с умеренной формой умственной отсталости учатся в образовательно-терапевтических учреждениях. В свою очередь, для учащихся с тяжелой формой умственной отсталости предусмотрено обучение в реабилитационно-воспитательных центрах, целью которых является реабилитация, формирование ежедневных навыков и развитие коммуникационных умений. Количество учеников в классах специальной школы зависит от вида и уровня инвалидности.
Цель специального образования - обеспечить учеников-инвалидов знаниями, сформировать умения и навыки, подготовить к жизни в обществе и развить личность. Специальная школа приспособлена к нуждам инвалидов. Это то место, в котором они могут чувствовать себя безопасно, учиться и воспитываться согласно их возможностям. Такие места должны быть приспособлены к потребностям ребенка не только архитектурно, но иметь различного вида устройства, необходимые при проведении занятий и применении различных методов.
Интеграционные школы и классы (тип интеграционный) - интеграция понимается как совместное воспитание и обучение детей с разными возможностями. В Польше в основе интеграционного обучения лежит гамбургская модель, которая получила в стране наибольшую популярность. Первое интеграционное заведение возникло в Варшаве при реабилитационном учреждении службы здоровья. Последующие годы появились интеграционные группы при дошкольных учреждениях и интеграционные школы на территории всей столицы. Интеграцией была охвачена вся Польша, хотя в неодинаковой степени в разных регионах. Ее внедрение зависело от образовательной политики местных органов власти, от местного самоуправления, материального положения региона и обеспечения педагогическими кадрами. Важным документом, который содержал принципы организации интеграционного обучения, было Распоряжение Министерства Национального Образования, определяющее условия, которые должны быть выполнены, чтобы признать обучение интеграционным. Согласно положениям гамбургской модели организация процесса обучения должна соответствовать нескольким условиям. К интеграционным заведениям относятся: интеграционные дошкольные учреждения, дошкольные заведения с интеграционными группами, интеграционные школы с интеграционными классами. Как правило, в интеграционных классах учится небольшое количество учеников от 15 до 20 человек, среди которых от 3 до 5 учеников имеют неполноценность. В классе работают всегда два педагога, один организует учебный процесс, а второй помогает. Он помогает ученикам-инвалидам реализовывать индивидуальную программу обучения и предоставляет специальную помощь.
Основными принципами успешного сотрудничества являются: партнерство, взаимоуважение, помощь, коммуникация, систематическое и совместное планирование работы, сотрудничество в учебно-воспитательном процессе. Интеграционное обучение имеет много преимуществ. Интеграционное учреждение должно быть приспособлено и организационно и урбанистически к обучению учеников-инвалидов.
Общеобразовательные школы (инклюзивный тип). Инклюзия считается высшей формой интеграции, или полной формой интеграции. Это процесс реального включения детей с особыми потребностями в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходим для всех членов общества. Чтобы инклюзивное образование имело результат, оно должно быть соответственно организовано и внедрено. Ребенок является учеником той школы, которая организует учебный процесс. Безусловно, обучение на дому ограничивает контакты ребенка со своими ровесниками.
Согласно положениям о том, что индивидуальное обучение проводится (часть занятий) на территории школы, и не систематически, ребенок не имеет возможности часто видеться с ровесниками, например в случае интеграционного обучения. Ребенок, который учится по индивидуальной программе, реализует учебную программу школы, приспосабливая к своим возможностям по рекомендациям специалистов психолого-педагогического центра.
Реализация идеи полноценного обучения инвалидов это длительный процесс, который касается не только организационных изменений, но и отношения общества, сознания его граждан. Польша это страна, которая пытается увидеть и услышать каждого ребенка. К тому же, членство в Европейском Союзе, соблюдение и выполнение всех директив имеет тоже большое значение. Министерство Национального Образования признает, что важным элементом реформы системы специального обучения является предоставление равных шансов всем ученикам и создание соответствующих условий реализации школьной программы, которые соответствуют темпу их развития. Потребности ученика должны определять способы реализации задач обучения и воспитания. Инклюзия сама по себе является хорошим решением, но при бессознательном введении может иметь негативные последствия. Недостаточно только принять решение о внедрении инклюзивного образования как обязательной формы без соответствующего предварительного приготовления. Важно, чтобы практики, которые каждый день работают в школах, осознавали проблемы, с которыми сталкиваются ученики. А дети тоже должны быть уверены, что получат поддержку и помощь. Без сомнения, каждая из форм обучения имеет свои плюсы и минусы. Каждая из них может найти своего ученика, для которого она будет более подходящей. Поэтому очень сложно говорить о преимуществе одной формы над другой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)