Интервью с родителями
Как уже отмечалось, в процессе оценивания одним из основных источников информации являются родители, и значительная часть полученных от них данных подпадает под категорию «не систематических», в том числе их устные комментарии и в форме записок.
Родители предоставляют информацию и обеспечивают поддержку в процессе обучения. Поэтому важно с самого начала наладить с ними хорошие отношения, ведущим принципом которых является сотрудничество. Движение информации должно быть двусторонним. То есть не только родители способны делиться с вами ценными наблюдениям, но и вы также можете делать то же для них, позволяя больше узнать о прогрессе их ребенка в школе. Вступать в контакт с родителями стоит как можно раньше, возможно даже до начала учебного года. И в идеальном варианте вы должны добиться дружбы и продуктивных отношений на основе взаимного понимания.
Ниже предлагаем несколько вопросов для интервью с родителями, которые помогут глубже понять ученика. Они были заимствованы из более широкого списка Спинелли (2002) и представлены здесь в модифицированном виде.
-В чем заключаются сильные стороны вашего ребенка, и в каких сферах она обнаруживает определенные потребности? - Какие особые таланты у вашего ребенка?
- Что мотивирует вашего ребенка? Какие у него интересы?
- Нравится вашему ребенку в школе?
- Ваш ребенок испытывает особые страхи или есть что-то, что заставляет его волноваться?
- Много друзей у вашего ребенка? Какие они?
- Какие отношения у вашего ребенка с учителями?
- Любит ваш ребенок групповые виды деятельности или, наоборот, предпочитает работать в одиночку?
- Принимает ваш ребенок на себя ответственность за выполнение задач?
- Расскажите, пожалуйста, о предварительном обучение вашего ребенка.
- Какие цели для вашего ребенка вы ставите в этом году?
- Есть ли что-то еще, что я должен знать, или любая другая информация, которая может мне понадобиться?
- Какую информацию я могу предоставить вам сейчас и в дальнейшем на регулярной основе? Чем я могу помочь вам в этом году?
Используя эти вопросы как ориентир во время разговора, вместе с ними можно также исследовать другие аспекты и пропускать пункты, не касающиеся вашего учебного контекста. В процессе интервью рекомендуется придерживаться выбранной тематики и тратить минимум времени на стороннюю информацию. Однако это не означает, что вы не должны отклоняться от заранее определенного направления. Ведь родители могут поднимать другие вопросы. Однако, даже отходя от основной темы беседы, необходимо помнить, что цель вашей встречи заключается в том, чтобы больше узнать об ученике. Также следует обратить внимание на то, что полученная от родителей информация, какой бы неформальной она ни была, должна оставаться конфиденциальной и ее нельзя разглашать даже своим коллегам в школе.
Если вы хотите поделиться отдельными фактами или данными с другими работниками, сначала нужно заручиться разрешением родителей.
Для интервью следует выбирать место, где родители будут чувствовать себя комфортно, например, удобную и приветливую комнату в школе. Можно предложить кофе или чай и приложить все усилия для поддержания неформальной атмосферы. Это, во-первых, поможет получить более открытые и развернутые ответы и, во- вторых, даст родителям ощущение, что их воспринимают как важных членов сообщества вашего класса и школы.
Интервью с учениками Проведение эффективного интервью с учениками, которое позволяет получать полезные ответы, требует высокого уровня педагогического мастерства. С годами общения с учениками большинство учителей уже выработали нужные навыки. Также, если ученик посещал вашу школу раньше, то у вас, наверное, установилась определенная форма отношений (даже если они сводятся к тому, что вы знаете друг друга в лицо и по имени). Это поможет создать для него комфортную атмосферу во время интервью.
Независимо от возраста учащихся, в процессе интервью следует отдавать предпочтение неформальной беседе. Безусловно, вас интересуют честные и откровенные ответы, а не те, которые, по мнению учеников, вы бы хотели услышать. Для этого лучше всего подойдет среда со спокойной и непринужденной атмосферой, где они могут свободно высказывать свое мнение. Поэтому любые интервью должны проходить в привычном для ученика месте, например, в классе, библиотеке, спортзале, на улице или на спортивной, или игровой площадке. Рекомендуется избегать помещений, куда «посторонним вход воспрещен», то есть комнат персонала, учительских или комнат для встреч с родителями. Проводить интервью нужно один на один, но, в то же время, каждый педагог должен осознавать возможные последствия пребывания в кабинете с учеником наедине.
Вы можете задавать такие же вопросы, что и во время беседы с родителями ученика, перефразировав их соответствующим образом. Приведенный ниже список станет полезным отправным пунктом.
- Какие твои сильные стороны? В каких сферах ты иногда нуждаешься в помощи?
- Какие твои особые таланты?
- Что мотивирует тебя доводить до конца свои школьные задания? Чем ты интересуешься?
- Тебе нравится в школе?
- Есть ли у тебя какие-то особые страхи или что-то такое, что заставляет тебя волноваться?
- Много у тебя друзей? Чем вы обычно любите заниматься?
- У тебя вообще хорошие отношения с учителями?
- Как тебе больше нравится работать - самостоятельно или в группах?
- Кто несет ответственность за то, чтобы ты выполнял свои школьные задания?
- Расскажи о школе, где ты учился раньше.
- Что бы ты хотел изучать в этом году? - Возможно, ты хотел бы еще что-то добавить? - Чем я могу помочь тебе в этом году?
Роль консультационно- педагогической группы в подготовке ИУП В некоторых школьных системах за разработку индивидуального учебного плана отвечает учитель, тогда как в других это общий долг команды, в которую входят педагоги, родители и, по возможности, сам ученик. Но независимо от того, кто в конечном итоге несет ответственность, деятельность консультационно- педагогической группы является фундаментальной в процессе разработки индивидуального учебного плана для ученика. Его первоочередная задача состоит не только в том, чтобы обеспечить адекватное оценивание ученика с особыми образовательными потребностями, но и сформировать для него программу обучения (куррикулум), способствовать ее внедрению и осуществлять мониторинг этого процесса (Френд и Берсак, 2008; Мастропьери и Скрагс, 2007). В каждой местности консультационно- педагогическая группа имеет свое название. В нашем контексте этим термином обозначается команда (коллектив) ключевых участников учебного процесса, к которым также относится сам ученик. В состав такой группы должны входить родители, ученик (если это возможно и целесообразно), учителя, представитель школьной администрации, другие специалисты и ассистенты учителя.
Нужно составить график совещаний консультационно- педагогической группы, а также организовывать дополнительные встречи, когда в них возникает необходимость. Это дает возможность контролировать внедрение индивидуального учебного плана, оценивать его эффективность и вносить необходимые изменения отдельных его составляющих. В организации заседаний консультационно- педагогической группы следует соблюдать формальную процедуру: заранее готовить порядок дня, вести протокол и затем предоставлять его экземпляры всем участникам.
Общая цель. С момента публикации первого издания этой книги концепция общей цели (или видение), как составной индивидуального учебного плана или как элемента общего процесса, предшествующего его разработке, приобрела широкое распространение. В свете критики в адрес ИУП за их недальновидность формулировки общей цели может быть важным этапом в процессе подготовки плана, который, возможно, окажется более полезным в долгосрочной перспективе. Это короткое сообщение вначале ИУП дает представление о будущем ученика, составленное на основе стремлений и надежд всех лиц, причастных к обучению и воспитании ученика, в том числе его самого. Оно содержит утверждение с положительным характером и отражает мечты и надежды ученика, его семьи и школьного персонала. Хорошая общая цель служит ориентиром для определения долгосрочных целей, например,
Мы надеемся, что в будущем Джереми жить самостоятельно. Мы также мечтаем, что он будет самостоятельным, иметь хорошие отношения с членами местной общины и они его будут поддерживать. Мы мечтаем о том, что у Джереми будет интересная работа и работодатель будет ценить его вклад в общее дело. Мы бы хотели, чтобы Джереми жил активной и насыщенной социальной жизнью, имел близких друзей, чтобы его связывали крепкие и длительные отношения с дорогими ему людьми, чье общество дарит ему радость.
В этой короткой и очень общей формулировке содержатся ключевые идеи - основа для формулирования долгосрочных целей. Оно отражает надежды на будущее в трех главных сферах: самостоятельную жизнь, работа и социальные отношения. Поэтому в процессе разработки целей для Джереми необходимо исходить из заветной картины его взрослой жизни. Это сообщение следует вписать в специально отведенной графе ИУП. При выработке общей цели важно принимать во внимание мнения всех членов консультационно- педагогической группы, и такая работа потребует определенного времени и усилий. В связи с этим можно подумать над вопросами, которые предлагают О'Брайан и Пирпойнт (2002):
- Чем нравится заниматься ученику? Имеет ли такая деятельность определенное значение для его / ее будущего? - О каком будущем мечтает ученик? - О каком будущем мечтают его родители? - Чем бы вы хотели, чтобы ученик занимался после окончания школы? - Чем бы вы хотели, чтобы ученик занимался во взрослом возрасте? - Из чего состоит счастливая и полная жизнь? Как вы считаете, что поможет ученику жить такой жизнью, когда он повзрослеет? - Есть обстоятельства, которые могут помешать ученику достичь своей мечты? Как их можно преодолеть?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)