Глава 6. Модификация и адаптация куррикулума
Определение и обоснование куррикулума в инклюзии на основании существующих Государственных стандартов и нормативно-правовых документов, обеспечивающих учебный процесс в образовательном учреждении.
На нынешнем этапе становления инклюзивного образования привлечения детей с особенностями психофизического развития базируется на существующей нормативно правовой базе, которую наполняет образовательный компонент. К ней относим: Учебный план - государственный документ, которым устанавливаются структура учебного года, учебные предметы, порядок их изучения по годам обучения и соответствующий бюджет времени. Типовые учебные планы, используемые в системе специального образования, учитывают особенности психофизического развития детей и языка обучения, а также содержат инвариантную составляющую (в том числе коррекционно-развивающие занятия), сложившуюся на государственном уровне, обязательную для всех общеобразовательных учебных заведений, в которых учатся ученики с нарушениями психофизического развития, независимо от их подчинения, типов и форм собственности, и вариативную, где предусмотрены дополнительные часы на изучение предметов инвариативной составляющей, курсы по выбору, индивидуальные и групповые занятия.
На основе типовых учебных планов учебные заведения ежегодно составляют рабочие учебные планы, конкретизируя вариативную составляющую с учетом особенностей нарушений и индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Рабочие учебные планы утверждаются соответствующим органом управления образованием.
В учебном плане представлены образовательные области и предметы, по которым они реализуются. Для создания оптимальных условий владения учебным материалом с учениками, которые нуждаются в коррекции физического и умственного развития, проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия, в частности, логопедические, с лечебной физкультуры и тому подобное.
Учебные программы содержат точно определенный объем и характер учебного материала, которые соответствуют познавательным возможностям детей с особенностями психофизического развития. Учебные программы по всем предметам предусматривают решение не только общеобразовательных, но и коррекционных задач.
Учебник - это основная учебная книга для учащихся. Содержание учебника, его структура и оформление должны отвечать программе предмета; ему присущи:
тесная связь теории с практикой; доступность, логичность, убедительность и обоснованность изложения; структурная простота содержания; четкость расположения материала, выделение цветом основных понятий, правил, выводов; с объем статей (пунктов, рассказов); минимальное количество новых понятий, терминов, правил, выводов в одной статье; максимальная простота и эмоциональная окраска словесного материала; сопровождение текстов наглядностью, примерами, однако без перенасыщения; отсутствие абстрактных, мультипликационных изображений; наличие большого количества материала для повторения и закрепления изученного; наличие дополнительного материала для индивидуальной и дифференцированной работы; соответствие шрифта возрастным особенностям детей; привлекательное внешнее оформление, твердый переплет.
Как отмечает Тим Лорман в своей работе «Семь столпов инклюзии», школьная учебная программа во многих западных странах значительно усложняет педагогам реализацию их попыток использовать инклюзивный подход в образовании. В школьных округах, в частности, Канады сейчас существует тенденция использовать учебную программу, которая является линейной, лишенной гибкости, изъятой из контекста, слишком конкретной, централизованной, она не учитывает потребности групп меньшинств. Такая приказная учебная программа привела к значительному распространению преподавания, ориентированного на учителя, когда педагогам приходится преодолевать значительные трудности в попытках достичь результативности, которой от них требуют. Эта проблема касается в полной мере и нашей образовательной отрасли.
Для инклюзии полезные методы обучения, более ориентированных на ребенка, или даже такие, которые концентрируют внимание на взаимоотношениях и обучении в небольших группах. Это явление известно как «обучение, лишенное конкретного центра внимания», побуждает к реформированию учебной программы, которая была бы достаточно широкой для того, чтобы удовлетворять потребности учащихся, которые имеют значительный спектр нарушений.
Учитывая современные исследования и утверждение практиков, общество пришло к признанию и утверждению права лиц с особенностями психофизического развития на полноценное участие в общественной жизни и пытается осознать необходимость создания условий для реализации этого права.
Учебный процесс в инклюзивном образовательном учреждении осуществляется дифференцированно по программам, посильными для детей, и в условиях квалифицированной специальной коррекционной помощи. Поэтому, кроме учителя в учебном процессе активное участие принимает ассистент учителя, который обладает коррекционно-компенсаторными технологиями. Он осуществляет превентивное и коррекционное содействие психологическим и коррекционным услугам.
К особенностям формирования познавательных процессов каждого ученика, требует индивидуального учебного плана, адаптируются (процесс обучения, то есть определяются формы, методы, техническое и методическое обеспечение учебного процесса, а также обеспечиваются изменения физической среды) и модифицируются (т.е. вносятся изменения в понятийную сущность учебного материала, его содержания, форм и методов обучения) стандартные учебные планы, программы, методические рекомендации, конспекты уроков, создаются индивидуальные учебные планы, которые являются основой куррикулума для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Термин «куррикулум» происходит от латинского слова curriculum, что дословно значит - программы для развития детей. Термин употребляется в области образования.
Парадигма модификации стандартного учебного плана основывается на нескольких представлениях:
- дети с инвалидностью имеют более низкий уровень обучаемости;
- имеют проблемы с выполнением контрольных заданий;
- потребует больше повторений и практики для закрепления знаний.
Лорман подчеркивает, что важно не рассматривать модификацию и адаптацию учебной программы только как изменение уровня навыков, необходимого для освоения материала. Конечно, модификация может означать именно это, однако, изменение уровня навыков, необходимого для усвоения материала, следует рассматривать как последнее средство.
Его можно применить после того, как в полной мере были рассмотрены возможности другой адаптации (такой, как использование техники, дополнительных человеческих или других ресурсов). Относительно отдельных детей (например, тех, кто только нарушения зрения или аналогичные нарушения) модификация уровня навыков, необходимых для усвоения материала, была бы совсем некстати.
На основании существующих нормативно-правовых документов, перечисленных выше, и куррикулума, учебная команда учебного заведения разрабатывает индивидуальные мероприятия с образовательными потребностями ученика. Таким образом возникает ряд школьной документации, которая позволяет учесть особенности психофизического развития ребенка и корректировать их в процессе обучения. К такой документации, кроме коррекционно-развивающих планов, которые разрабатывает специалист (коррекционный педагог, логопед, учитель-реабилитолог, физиотерапевт и др.) относим также портфолио, и индивидуальные учебные программы (разрабатываются и формируются членами учебной команды, особая роль отводится – учителю).
Портфолио - это одна из форм сбора информации об ученике и его развитие, которая предусматривает: смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на его сильные стороны, то есть, что он знает и научился может научиться; интеграцию количественных и качественных оценок; доминирование самооценки над внешней оценкой.
Также портфолио имеет преимущества, поскольку: характеризует качество обучения разносторонне и многогранно; раскрывает индивидуальные возможности ребенка; демонстрирует динамику достижений ученика за определенный промежуток времени; помогает определить эффективность и соответствие индивидуальной учебной программы возможностям ребенка, корректировать ее; следить за развитием социализации и формированием личности ученика; осуществлять обратную связь между ребенком, родителями, учителем. Содержит портфолио информацию о его работе: тетради, рисунки и другие виды труда. Преимущественно имеет вид папки с файлами.
Известный канадский ученый Клоу утверждает «... что только из-за более глубокого понимание учебной программы мы можем надеяться прорваться к пониманию индивидуальных проблем».
Такая точка зрения привела к идее о универсальной модели учебной программы, которая, согласно Бламиресом (Blamires), функционирует на основе трех принципов:
• предоставление многочисленных вариантов содержания;
• многочисленных вариантов для выражения и контроля;
• предоставление многочисленных вариантов для привлечения и мотивации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)