Саламанкская декларация и документы ООН и ЮНЕСКО
Организация Объединенных Наций (ООН) более полувека является признанным международным законодателем. Основные законодательные акты Организации Объединенных Наций определили, что вопрос инвалидности относятся к сфере прав человека, а не только реабилитации и социального обеспечения. Наиболее фундаментальное воплощение прав человека на международном уровне - Всеобщая декларация ООН о правах человека, принятая в 1948. Хотя она и не имела прямого отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, однако провозгласила равенство прав «всех людей без исключения».
Значительным и действенным шагом в определении прав лиц с ограниченной жизнедеятельностью было принятие 20 декабря 1971 Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах умственно отсталых лиц. Согласно этой Декларации, умственно отсталые имеют те же права, что и все другие члены общества. Они имеют право на медицинское обслуживание, материальную обеспеченность, образование и профессиональную подготовку в соответствии с возможностями, на проживание в кругу семьи или пребывания в специальных учреждениях, где условия оптимально приближены к обычным условиям обитания, утверждает их право на полную интеграцию в общество. Декларация о правах умственно отсталых лиц стала первым нормативно-правовым документом о признании людей с отсталостью общественно полноценной в социальном смысле меньшинством, требующая правового защиты и поддержки, поскольку именно умственно отсталые зачастую воспринимались как неполноценная меньшинство среди человеческого сообщества.
9 декабря 1975г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов. В ней указано, что: «Инвалиды, несмотря на причину, характер и сложность их увечий или нарушений, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста». В этом нормативно-правовом документе заявлено, что инвалиды должны получать необходимую поддержку, которая позволила максимально проявить свои возможности и способности и ускорила процесс их интеграции в общество. В этих документах впервые признано, что инвалидность является не медицинской, а социальной проблемой, проблемой прав человека.
В дальнейшем международное сообщество определило основные принципы по формирование политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы международного регулирования прав детей-инвалидов обозначены в принятой в 1989 году Конвенции ООН о правах ребенка. Она основывается на признании прав всех детей, на приоритете общечеловеческих ценностей и гармоничному развитию личности, дискриминации ребенка-инвалида по любым признакам. Впервые в истории международного правового законодательства определены приоритеты интересов ребенка в обществе, отмечается необходимость особой заботы о детях-инвалидах. Пути реализации права равных возможностей на получение образования умственно отсталыми людьми и признание интегрированного учебного среды, то есть обычных массовых школ, как приоритетного, обозначены в «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов», утвержденных 20 Декабрь 1993 на 48 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
служили правовой основой для разработки дальнейших путей совершенствования системы получения образования инвалидами. В этом документе были определены условия, при которых должна осуществляться обучение в интегрированной среде. Это, прежде всего:
- - обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других соответствующих вспомогательных услуг. Нужно гарантировать соответствующий доступ и вспомогательные услуги, необходимые для удовлетворения потребностей лиц с различными формами инвалидности;
- - ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах должно быть возложена на органы общего образования;
- - в процесс обучения на всех уровнях необходимо привлекать родительские общины и организации инвалидов.
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» определяют совместное обучение приоритетной формой в получении образования инвалидами. Впрочем, оно не является альтернативой специальному образованию на определенных этапах образовательного реформирования.
Инновационная образовательная концепция по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья была представлена на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, проведена при поддержке ЮНЕСКО в Испании, в Саламанке 7-10 июня 1994 года. Концептуальные основы по получению образования инвалидами изложены в Саламанкской декларации и Рамках действий об образовании лиц с особыми потребностями. Они должны были служить основой образовательной политики и практической деятельности 92-х государств- участников конференции. Federico Mayor, председательствующий конференции, в Предисловии Саламанкской декларации заявил: «Эти документы базируются на принципе привлечения путем признания необходимости действовать в направлении создания «Школы для всех», - заведений, объединяют всех, учитывают различия, способствуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям ... Эта политика должна быть составной педагогической стратегии и, несомненно, новой социальной и экономической политики. Для этого необходимо провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений»
В Саламанкской декларации указывается, что каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, соответственно стоит развивать системы образования и разрабатывать учебные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Лица, имеющие особые потребности, отмечается в Декларации, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия, используя педагогические методы, ориентированные в первую очередь на детей, чтобы удовлетворить эти потребности.
Подчеркивается, что обычные школы с такой инклюзивной ориентацией - эффективное средство борьбы с дискриминационными настроениями, создание доброжелательной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечение обучением всех.
В обращении ко всем правительствам отмечается, что приоритетным с точки зрения политики и бюджетных ассигнований должно быть реформирование системы образования, что позволило бы охватить обучением всех детей, несмотря на индивидуальные различия и трудности; законодательно признать принцип инклюзивного образования, который заключается в том, что все дети находятся в обычных школах, за исключением тех случаев, когда нельзя поступить иначе; всячески поощрять обмен опытом с странами, имеющими инклюзивную систему обучения; содействовать участию родителей, общин, общественных организаций лиц в процессах планирования и принятия решений относительно удовлетворения специальных образовательных потребностей; всячески способствовать разработке стратегий диагностики и определения особых потребностей в детей, а также разрабатывать научно-методические аспекты инклюзивного обучения; значительное внимание стоит уделить подготовке педагогов к работе в системе инклюзивного образования.
Руководящим, основополагающим принципом принятых «Рамок действий» стало утверждение, что «школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности. К ним относятся дети с умственными и физическими недостатками, беспризорные и работающие дети ...» Именно школы, как отмечается в этом документе, должны стать образцом для общества по ориентации на удовлетворение потребностей людей, социума, в котором с уважением относятся к их различиям.
В введении «Рамок действий» указывается, что определенное количество детей, находясь в школе, сталкивается со значительными трудностями в обучении, имея особые образовательные потребности. Термин «особые образовательные потребности» относится ко всем детям и молодым людям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной недостаточности, или трудностей, связанных с обучением». Согласно обучению, как определено в Саламанкской декларации, следует адаптировать к потребностям детей, а не «Подгонять детей под неизменные учебные условия». Школы должны находить пути для успешного обучения всех детей, в т.ч. и с серьезными физическими или умственными недостатками, для этого должны быть разработаны педагогические мероприятия, ориентированные на потребности учащихся.
Именно на этих основных определениях базируется концепция инклюзивной школы, «Школы для всех». Декларация засвидетельствовала, что на протяжении длительного времени проблемы людей с умственными и физическими недостатками осложнялись ограниченными возможностями общества, концентрировало основное внимание на недостатках, а не на потенциальных возможностях этих лиц.
Инклюзивные школы, как отмечается в документе, должны не только обеспечить высококачественным образованием всех детей, но и способствовать устранению дискриминационных установок и настроений, создавать благоприятную атмосферу в общинах для развития инклюзивного общества, изменяя перспективы социального обустройства.
«Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» очертили инновационные подходы к получению образования инвалидами, принятых мировой сообществом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)