Основные принципы инклюзивного образования
При определении термина «инклюзивное образование» были проанализированы определения, содержащиеся в главных международных документах: Стандартных правилах равных возможностей для инвалидов ООН, Декларации прав ребенка ООН, Саламанкской декларации и программе действий по обучению лиц с особыми потребностями, Международных консультациях по вопросам раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование (инклюзия - inclusion (англ.) - Привлечение), предусматривает создание образовательной среды, которое бы отвечало потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. Инклюзивное обучение - гибкая, индивидуализированная система обучения детей с особенностями психофизического развития в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства. Обучение (в случае необходимости) происходит по индивидуальному учебному плану, обеспечивается медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением. Инклюзивное образование базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства. Инклюзивное образование, как система образовательных услуг, должно обеспечивать инклюзивная школа - учебное заведение, что адаптирует учебные программы и планы, физическая среда, методы и формы обучения, использует имеющиеся в общине ресурсы, привлекает родителей, специалистов для предоставления специальных услуг в соответствии с потребностями каждого ребенка, обеспечивает благоприятный климат в образовательной среде.
Основные принципы инклюзивного обучения:
- все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это оказывается возможным, несмотря на определенные трудности или различия, существующие между ними;
- обеспечение качественного образования для всех благодаря соответствующему учебно методическому обеспечению, применению организационных мероприятий, разработке преподавания, использованию ресурсов и партнерских связей со своими общинами;
- дети с особыми образовательными потребностями должны получать дополнительную помощь, которая может понадобиться им для обеспечения успешности процесса обучение.
Концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей - все дети - ценные и активные члены общества. Обучение в инклюзивных образовательных заведениях полезно как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для других детей, членов семей и общества в целом. Взаимодействие со здоровыми детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений. Взаимодействие между учащимися с особыми образовательными потребностями и другими детьми в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи. Инклюзивные подходы также полезны для семьи. В этом случае семьи детей с особыми образовательными потребностями могут получать поддержку со стороны других родителей, они лучше понимают, в чем развитие их детей типовой, а в чем атипичный, а также принимают активное участие в процессе обучения и воспитания. Учителя инклюзивных классов глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также более эффективно сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.) Инклюзивное система образования также полезна с общественной точки зрения, поскольку благодаря совместному обучению дети с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)