Определение понятий «инклюзия», «интеграция», «нарушение психофизического развития», «особые потребности» и другие
Начиная с 90-х годов ведущей моделью современных общественно социальных отношений в отношении лиц с ограниченными возможностями, в частности, детей, определены инклюзией, основанной на признании и уважении индивидуальных человеческих различий и предполагает сохранение относительной автономии каждой общественно-социальной группы, а представление и стиль поведения, присущ традиционно доминирующей группе, могут модифицироваться на основе плюрализма обычаев и мнений. Основополагающим в инклюзивных подходах является то, что не личность должна приспосабливаться к общественным, социальным, экономическим отношениям, а наоборот - общество должно создать условия для удовлетворения особых потребностей каждой личности. В то же время особенности не должны восприниматься «как явление исключительное, обречённое», наличие того или иного нарушения не вызывает маргинальности жизненного пути человека.
В центре внимания этой модели общественного поведения являются:
- Автономность;
- Участие в общественной деятельности;
- Создание системы социальных связей;
- Принятие обществом всех без ограничений, каждой личности.
Общественно-социальная концепция инклюзии стала основополагающей в современной модели получения образования детьми с особенностями психофизического развития - инклюзивном образовании.
Именно инклюзивное образование, по мнению одного из ведущих нидерландских исследователей К.Рейсвейка, будет способствовать:
- -развитию способностей ребенка;
- -признанию того, что нормальное развитие не является общепринятой «нормой»;
- -удовлетворению особых потребностей;
- -созданию системы поддержки;
- -функциональному подходу к лечению и обучения;
- -участия родителей в лечении и обучении их детей.
Термин «инклюзия» отличается от термина «интеграция» по своему смыслу концептуальным подходом. В частности, в документе «Международные консультации по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями» указывается на то, что интеграция определяется как усилия, направленные на введение детей в регулярное образовательное пространство. Инклюзия - это политика и процесс, который позволяет всем детям брать участие во всех программах. Отличие в подходах заключается в признании того факта, что мы меняем общество, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот. Понятие «интеграции», «инклюзии» рассматриваются как антонимические по «сегрегации» и обозначают соответствующий прогресс в развитии системы получения образования лицами с нарушениями. «Аномальные лица», «дефективные», «инвалиды», «дети с проблемами» - эти термины в нашей стране до недавнего времени были законодательно закрепленными и общеупотребительными.
Понятийная основа этих терминологических определений - фиксация нарушений, недостатков, относительной аномальности. Впрочем, еще в 1927 году Л. Выготский, обосновывая теорию сверхкомпенсации, предусматривал: «... придется отказаться и от понятия, и от термина «дефективные дети».
Что касается термина «инвалид», международное определение которого впервые представлены в Декларации ООН «О правах инвалидов» в 1975, то это - «лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни через врожденное или приобретенное нарушение физических или умственных способностей». Современные международные тенденции в области международных правовых норм, социальной политики, образования свидетельствуют наиболее приемлемое использование термина «лицо с ограниченными возможностями», поскольку основное внимание концентрируется на «лице», а «ограниченные возможности» - второстепенная характеристика. Сложность и противоречивость определения понятия инвалидности, которые проявляются при анализе как международных нормативно-правовых документов, позволяет соотносить и использовать это понятие, ориентируясь, прежде всего, на показатели и результаты чисто медицинского обследования.
В странах Западной Европы и Америки достаточно применяемым считалось понятие «Физически или умственно неполноценные лица» («handicapped persons»), «лица с нарушениями развития» («disabled persons ») или просто « лица с нарушениями » («The disabled»). Термин «лица с нарушениями развития» («persons with disabilities»), который встречается преимущественно в государственных официальных документах, чаще всего финансового характера. В международных правовых документах, государственных законодательно-нормативных актах социальной направленности во многих странах общеупотребительный термин «дети с особыми потребностями» (« Children with Special Needs »). Это терминологическое определение предполагает смещение акцентов с недостатков и нарушений у детей, отклонений от нормы в фиксации их особых потребностей. И как отмечает А.Гордеев: «Говоря об особенностях, мы отталкиваемся от человека вообще, а не от нормы, от человека с определенными особенностями, присущими только ей. Особенность предусматривает отличие, непохожесть, возможно, неповторимость, индивидуальность, уникальность». Соответственно, детьми с особыми потребностями исследователь считает детей-инвалидов, детей с незначительными нарушениями здоровья, социальными проблемами, одаренными детми.
Широкое применение термина «дети с особыми потребностями» инициировала Саламанкская декларация, опубликованная в 1994 г. .. Здесь представлены ее основные определения «особых потребностей». Они касаются всех детей и молодых людей, чьи потребности зависят от различной физической или умственной недостаточности, или трудностей, связанных с обучением. Многие дети испытывают трудности в обучении, затем - специальные образовательные потребности на определенных этапах своего обучения в школе».
По мнению известных европейских ученых (G. Lefrancois, W. Lepowcky, К. Raiswaik и др.), детская популяция, несмотря на свое разнообразие, в основном имеет нормальные или так называемые средние показатели развития, в том числе и учебных способностей. Однако определенное количество детей имеет отличные от средних показателей, а соответственно, с педагогической, социальной, медицинской точки зрения эти дети характеризуются как имеющие особые потребности. Обратимся к определению, которое дает известный французский ученый G. Lefrancois «Особые потребности - это понятие, которое используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, которые предоставляют возможность развить свой потенциал». В их число входят дети, которые имеют как исключительные способности или талант, так и дети с физическими, психическими, социальными различиями. Наиболее распространенное и приемлемое стандартное определение «особых образовательных потребностей», в частности в странах Европейского сообщества, представлены в Международной классификации стандартов образования (International Standart Classification of Education): «Особые образовательные потребности имеют лица, обучение которых требует дополнительных ресурсов. Дополнительными ресурсами могут быть: персонал (для оказания помощи в процессе обучения); материалы (различные методы обучения, в том числе вспомогательные и коррекционные) финансовые (бюджетные ассигнования для получения дополнительных специальных услуг) ».
В России нет единой официальной терминологии для характеристики детей с особыми образовательными потребностями. В основных законах России об образовании встречаются такие термины, как «дети, которые нуждаются в коррекции физического и / или умственного развития» и «лица, имеющие недостатки в физическом или умственном развитии и не могут учиться в массовых учебных заведениях», «молодежь с инвалидностью», «дети с тяжелыми нарушениями развития», «дети с ограниченными возможностями здоровья» и другие. Все эти термины соотносятся с медицинской общественно-социальной моделью. Однако сейчас значительную роль в утверждении социальной модели отношения к лицам с нарушениями в обществе играют неправительственные организации- прежде всего организации родителей детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря их деятельности распространяются термины, которые смещают акцент с недостатков / отклонений развития (дети-инвалиды, инвалиды, дети с пороками развития и т.п.) на термины более положительные - дети с особыми образовательными потребностями, дети с особенностями психофизического развития и тому подобное. Именно эта терминология на сегодня является наиболее применяемая.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)