Проблема социальной защиты детей-инвалидов
Традиционным для нашей культуры является нравственное, гуманное, милосердное и толерантное отношение к детям и молодежи, которые требуют особого внимания вследствие инвалидности или отклонений в физическом или умственном развитии. К сожалению, исторически сложилась ситуация, при которой эта категория детей и молодежи в течение длительного времени оставалась социально незащищенной, и даже в определенной степени изолированной от социума, а открытое обсуждение проблем по инвалидности было непопулярным в обществе. Находясь в условиях интернатного учреждения или на воспитании в семье, дети-инвалиды и их семьи лишены возможности вести полноценный образ жизни. Часто эти дети оказываются неподготовленными к жизни в открытой среде, которая не соответствует их особым потребностям, в частности, в создании безбарьерной инфраструктуры, обеспечении беспрепятственного доступа к информации и коммуникации.
Родиться, или стать «не таким, как надо» - всегда большое несчастье для ребенка. О людях с ограниченными возможностями часто говорят не как о равноправных членах общества, а как о балласте или грузе. Собственно говоря, даже само слово «инвалид», которое обычно используют в этой социальной группе, имеет оскорбительное значение. Именно поэтому рекомендуется использовать термин «ребенок с ограниченными возможностями», как это делается во всем цивилизованном мире. Подписав Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка, государства-участники берут на себя обязательства проявлять особую заботу о детях с ограниченными возможностями и обеспечивать им человеческие условия, при которых дети будут расти с чувством собственного достоинства, уверенности в себе и возможностью участвовать в жизни общества.
Современная социальная защита инвалидов со стороны государства заключается в:
- предоставлении денежной помощи, средств передвижения;
- протезировании;
- организации и принятии информации;
- приспособлении жилья;
- установлении опеки или постороннего ухода;
- приспособлении застройки населенных пунктов, общественного транспорта, средств коммуникации и связи.
К сожалению, сегодня в обществе фактически практикуется сегрегация в отношении инвалидов, а ее следствием является нетолерантное отношение большинства граждан к ним. В контексте этого возникает необходимость не только адаптировать ребенка-инвалида к социуму, но и изменить отношение людей к нему. Ведь на сегодняшний день насчитывается огромное количество детей с различными видами физических и психических ограничений. И общество, которое претендует на высокий уровень гуманности и цивилизованности, не должно отвлечься от своих детей. Посредником в этом длинном и нелегком процессе естественно должен стать социальный работник. Это полностью соответствует его профессиональному направлению. Закон «Об охране детства» определяет такую категорию детей, как: «Ребенок-инвалид - ребенок со стойким расстройством функций организма, вызванным заболеванием, травмой или врожденными пороками умственного или физического развития, обусловливающие ограничения его нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты».
Инвалидность у детей резко ограничивает возможность включения ребенка в адекватные для его возраста воспитательные и педагогические процессы. Это значительное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, поэтому ребенок-инвалид имеет особые потребности в развитии психофизических возможностей, доступе к объектам социального окружения и средствам коммуникации, социализации и самореализации. Жизнь ребенка-инвалида проходит в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок, независимо от наличия у него ограничений, которые свидетельствуют об инвалидности, должен быть включен в сферу коммуникации, игры со сверстниками. Однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация несогласованности объективной необходимости осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка с невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в интернатных заведениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется только между такими же детьми-инвалидами. При таких обстоятельствах у них задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире. Исходя из этого, очевидна необходимость интеграции людей с ограниченными возможностями в общество через создание им условий для максимальной самореализации.
Социальные работники и социальные педагоги могут и должны помогать детям с ограниченными возможностями стать равноправными людьми, преодолевая неосведомленность общества относительно детей-инвалидов, которая приводит к дискриминации остальных.
На сегодняшний день есть острая необходимость изучения социального и юридического статуса детей с ограниченными возможностями, в частности: причины, которые мешают их равноправию с другими детьми:
- отсутствие соответствующих законов или предвзятость населения;
- влияние степени инвалидности на отношение к ним общества, а, следовательно, возможность адаптации к социальной среде;
- приспособленность социальной среды (зданий, транспорта, дорог и других общественных мест) для пользования такими детьми.
Деятельность государства относительно инвалида должна проявляться в создании правовых, экономических, политических, социально-бытовых и социально-психологических условий для удовлетворения их потребностей в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной трудовой и общественной деятельности.
Новейшие концепции воспитания ценностных ориентаций у студенческой молодежи в учреждениях образования инклюзивной ориентации
В процессе изучения проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в учебных заведениях инклюзивной ориентации особого внимания требует раскрытие причин и условий, при которых ценности становятся полноценными жизненными ориентирами, субъектными приоритетами.
Современная молодежь демонстрирует активное участие в общественной жизни, не имея собственных взглядов на проблему ценностей. Общественные перемены разжигают противоречия по изменению сегодняшних, прошлых и будущих приоритетов. Данные противоречия могут быть разрешены путем ориентации личности молодого человека на общественно важные и значимые ценности.
Процесс формирования ценностных ориентаций является неоднозначным и проблемным. Формирование ценностных ориентаций характеризуется многообразием целей, результатов. Обусловлено это широким проявлением человеческой природы и личностными проявлениями.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что усиление кризиса социального и финансового сектора, развитие жестких рыночных отношений на фоне демократизации общества значительно уменьшает доверие к власти. Происходит разделение общества, члены которого исповедуют синтез ценностных ориентаций, присущих различным течениям и социальным группам.
Суть ценностных ориентаций заключается в ситуативной оценке и выборе определенных шаблонов, характеризующих оценку и отбор модели поведения. Процесс формирования ценностных ориентаций развивает способность оценивать факты реальности и выбирать их, а также стиль поведения в согласовании с принципом «добро-зло».
В условиях стремительного развития цивилизации ценности страны, расы, класса претерпевают трансформации, при этом возникают противоречия между жизнью людей и результатами ее жизнедеятельности. Решение данного противоречия зависит от формирования нового мировосприятия (духовности), основа которого содержит ценностные приоритеты человеческой личности, нового образа жизни.
Система ценностных ориентаций является индивидуальной для каждой отдельной личности, к тому же она тесно связана с мотивами и потребностями, целями и установками, а также с интересами личности. Если принимать во внимание, что интересы являются неустойчивыми и постоянно изменяются в течение развития личности, тогда ценностные установки и ориентации постоянно отрабатываются, совершенствуются.
Взаимодействие ценностных ориентаций в индивидуальной ценностной иерархии определяет типы жизненных позиций и стратегий личности, а также природу их согласованности с нормами и правилами, личностными сущностями и требованиями. Одни и те же ценности могу применяться людьми в совершенно разных целях, поэтому переоценка ценностной категории способна вызвать разрушение ценности, обязательно отразится и на разрушении системы ценностей общества и как следствие произойдет дезорганизация общественного сознания.
Таким образом, сформированные ценностные ориентации выполняют приоритетную роль в мотивации поведения студенческой молодежи. С помощью существующей системы ценностных ориентаций они воспринимают конкретную действительность. Система ценностных ориентаций сочетается с личностной позицией студента и с индивидуальным видением реальных ситуаций. Ценностные ориентации определяют природу обоснования личностных жизненных планов, действий и поступков.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)