Психологическая готовность будущих психологов к работе со студентами с особыми потребностями
Развитие современной национальной системы образования обнаружило множество проблем, связанных с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями. Проблема обучения детей-инвалидов в советской системе, в основном, сводилась к системе дифференцированного обучения, которая заключалась в том, что дети с нарушениями в развитии были предметом исключительно государственной опеки. Это привело к возникновению специализированных закрытых образовательных учреждений преимущественно интернатного типа. Нельзя игнорировать положительные последствия проводимой системы, возникновение которой привело к интенсивному развитию методологии и теоретических основ специальной психологии и педагогики. Но, несмотря на определенные успехи данных мероприятий, дисбаланс между обучением и развитием личности с ограниченными возможностями, ее неприспособленностью к условиям современной жизни указывал на несовершенство внедренной системы.
Интегрированная образовательная среда отражает новейшие тенденции во всей системе образования. Привлечение к системе образования дополнительных образовательных услуг для молодежи с особыми потребностями является важным шагом в организации процесса обучения в высших учебных заведениях.
Проблема изучения способностей, их функциональных и операционных механизмов всегда была в центре психологических исследований, но до сих пор в психологии уделяется мало внимания изучению особенностей протекания познавательной деятельности, формированию познавательных способностей, свойств в контексте учебной деятельности, протекающей в условиях интегрированной образовательной среды, а значит и имеет определенные специфические свойства, характеристики.
Студенческий период характеризуется активным становлением личности, что проявляется в высоком уровне познавательной мотивации, социальной активности, в интенсивном развитии всех высших психических функций и становлении всей интеллектуальной системы личности в целом.
Ведущим видом деятельности в этот период является учебная деятельность, которая заключается в накоплении новых знаний, усвоении новых умений и навыков, в выявлении и развитии различного рода способностей. Все это требует от студента не только интенсивной умственной работы, а и высокого уровня развития познавательных способностей. Они непосредственно будут влиять на эффективность профессионального обучения, вызывать изменения в познавательных, мотивационных структурах личности.
Процесс становления будущего психолога как специалиста проходит определенные фазы и этапы, которым соответствуют глубокие изменения индивидуального сознания.
Целью подготовки психолога является идеальное представление будущего результата и уровень достижения, к которому стремится личность. Таким образом, определенный «образ-цель» можно рассматривать как явление опережающего отражения, то есть: предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и определение цели формируются во время этого процесса и являются ее регулятором.
Человек является существом, которое обладает сознанием. Сознание рассматривается как предпосылка и результат процесса осознания мира человеком. В свою очередь, создавая устойчивый «образ-цель» человек действует в соответствии с этой целью. При этом, в этой цели находит отражение сформированности самого человека как субъекта труда, познания и общения.
Осознанные цели и мотив деятельности переходят на внутренний план сознания и играют активную преобразующую роль при осуществлении деятельности. Здесь большое значение придается личным идеалам, стандартам, рефлексии, которые служат средством саморегуляции.
Психологическая готовность будущего психолога к работе со студентами с ограниченными возможностями, таким образом, складывается и по мотивации к профессиональной деятельности, и по эмоционально-волевой саморегуляции, и по оценке соответствия полученных результатов профессиональной подготовки своего «образа-цели».
Данные психологические явления могут изучаться с помощью образов «идеального», «реального» психолога и психолога, который «совершенствуется».
Идеальный образ - отображает представление будущего психолога в предмете профессиональной деятельности, ее ценностный аспект (целевая группа, личностный, психологический, социальный смысл).
Реальный образ соответствует пережитому опыту, который осознается и принимается в данный период профессиональной подготовки.
Итак, психологическая готовность будущего психолога к работе со студентами с ограниченными функциональными возможностями организма как составляющая профессионального становления предусматривает:
- представление и понимание ценности, смысла, средств ее осуществления;
- особенности восприятия и преобразования действительности студентами указанной категории;
- ощущение потребности и наличие желания к ее выполнению.
Отдельные аспекты улучшения процесса адаптации студентов-первокурсников при обучении в интегрированной образовательной среде
Студенты-первокурсники обязательно проходят период адаптации к обучению в высшем учебном заведении. Чаще всего этот процесс не требует дополнительного внимания профессорско-преподавательского состава. Совсем другая ситуация наблюдается при обучении студентов в интегрированной среде.
На сегодняшний день доказано, что организм может определенным образом адаптироваться к действию новых факторов. Когда стресс протекает в небольших дозах, то происходит развитие реакции адаптации.
Для улучшения процесса адаптации студентов-первокурсников должны применяться следующие действия:
- беседы, воспитательные часы в студенческих группах;
- тренинги для студентов, обучающихся в интегрированных группах;
- тренинги для преподавателей высших учебных заведений;
- тренинги для руководителей образовательных учреждений по вопросам создания инклюзивной образовательной среды в условиях учебного заведения;
- разработка, издание методических и информационных материалов, основанных на нуждах и интересах студентов с особыми потребностями;
- разработка и проведение исследований по этому вопросу;
- сотрудничество со специалистами для предоставления специальных услуг.
Методы, которыми можно ускорить процесс адаптации студентов-первокурсников:
- основным методом профилактики должно стать постепенное повышение требований к студентам первого курса, которые должны постепенно адаптироваться к обучению в вузе;
- улучшение работы кураторов, которые должны постоянно общаться со студентами, выявлять состояние напряжения, помогать его преодолению. Иногда простая беседа со студентом помогает решить многие проблемы в обучении;
- увеличение работы с родителями: написание писем, звонки по телефону и личное общение;
- выявление факторов, которые мешают студенту адаптироваться к учебному процессу;
- создание положительного климата в студенческой среде.
- социальное взаимодействие в различных условиях, при разных обстоятельствах, в разных ситуациях сближает студентов, создает эмпатию, привязанность друг к другу, осознание индивидуальности каждого, чувство защищенности.
- принадлежности, любви, дружбы и хорошие отношения с другими обогащают нашу жизнь. Чувство одиночества и отчуждения могут оказать негативное влияние на все сферы нашей жизни. Образование помогает удовлетворить наши потребности в обучении и развитии. Если все эти потребности удовлетворять комплексно, тогда каждая сфера будет добавлять силы при достижении успеха в других сферах.
- образом, надо приложить немало усилий, чтобы изменить у студента негативное восприятие учебного процесса и перевести его с позиции «жертвы» на позицию «победителя».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)